Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ от 4 августа 2020 г. № 24228-ОГ/04

Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России рассмотрел обращение от 15.07.2020 № 147215 (вх. Минстроя России от 16.07.2020 № 25438-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Вне зависимости от принятого собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа управления многоквартирным домом данные собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В свою очередь, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены варианты, при которых исполнителем коммунальных услуг является либо лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом (в случае управления товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищным кооперативом (далее - ЖК), управляющей организацией (далее- УО)) либо ресурсоснабжающая организация (далее - РСО) (при непосредственном управлении).

В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 Правил № 354, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам № 354.

При непосредственном управлении многоквартирным домом в случае отсутствия принятого собственниками помещений решения о распределении объема коммунальных ресурсов, РСО не возмещает размер превышения объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления. В целях снижения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, РСО, являясь исполнителем коммунальных услуг, вправе выполнять мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности совместно с лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом - совместно с собственниками помещений в таком многоквартирном доме.

В случае управления многоквартирным домом УО, ТСЖ или ЖСК при отсутствии принятого собственниками помещений решения о распределении объема коммунальных ресурсов, возмещение размера превышения объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, лежит на исполнителе коммунальных услуг.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

 

Начальник отдела управления
жилищным фондом и ОГЖН

Л.Р. Егорова