ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СИСТЕМАМ
КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В процессе строительства любого современного здания - будь то жилой дом, торговый центр или объект производственного назначения - возникает необходимость его подключения к системам электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Подключение осуществляется на основании договора, заключаемого между организацией, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения, и застройщиком. В данной статье мы расскажем о том, как отразить в бухгалтерском и налоговом учете организации ЖКХ операции по подобным договорам.

Правовое регулирование

Прежде чем приступить к рассмотрению нормативных актов, регулирующих процесс подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и определяющих правоотношения сторон при заключении и исполнении договора на подключение, хотелось бы обратить внимание читателей на то, что всесторонний анализ этих документов не является целью нашей статьи. Такая информация была бы интересна работникам юридических служб, в то время как данный материал адресован в первую очередь бухгалтерам организаций, осуществляющих эксплуатацию коммунальных сетей. Поэтому мы ограничимся лишь кратким анализом существующих на сегодняшний день нормативных документов и остановимся на тех положениях, которые, по мнению автора, позволяют квалифицировать договор на подключение с точки зрения гражданского законодательства. Дело в том, что порядок бухгалтерского и налогового учета операций, осуществляемых в рамках договора, определяется исходя из его условии и квалификации.

Отношения по проектированию и строительству объектов капитального строительства, а также по их реконструкции и капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируются Градостроительным кодексом РФ (п. 1 ст. 4 ГрК РФ).

В соответствии со ст. 48 ГрК РФ организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков обязаны предоставить технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также информацию о сроках действия технических условий и плате за подключение. Эксплуатирующая организация обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления токсических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила определения техусловий) и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила подключения).

В соответствии с п. 2 Правил определения техусловий подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а - также к оборудованию по производству ресурсов - воды, газа, электрической и тепловой энергии, используемых для предоставления услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению. Согласно п. 15 Правил определения техусловий подключение строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания или сооружения к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании публичного договора, заключаемого в соответствии с законодательством РФ.

Такой вид договора, как договор о подключении, не поименован в ГК РФ, поэтому стороны используют право заключения любого договора, как предусмотренного, так и не предусмотренного законодательством (ст. 421 ГК РФ). При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ).

В настоящее время применяются Правила заключения договора о подключении1, в соответствии с п. 2 которых по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, одним из которых является условие о его предмете. В юридической литературе можно встретить следующее определение: предмет договора - это объект гражданских прав, на который направлена согласованная воля сторон договорных отношений. К объектам гражданских прав в соответствии со ст. 128 ГК РФ относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Попробуем определить, что является предметом договора о подключении.

Согласно п. 4 Правил подключения процесс подключения включает в себя следующие этапы:

- подача заказчиком заявления о подключении;

- заключение договора;

- выдача исполнителем заказчику условий подключения (технических условий для присоединения);

- выполнение заказчиком условий подключения;

- проверка исполнителем выполнения данных условий;

- присоединение заказчиком объекта к сетям коммунальной инфраструктуры и подписание сторонами акта о присоединении;

- выполнение условий подачи ресурсов.

Таким образом, исполнитель выдает заказчику условия подключения, затем проверяет их выполнение заказчиком, выдает разрешение на присоединение к сетям инженерной инфраструктуры, а также осуществляет надзор за выполнением мероприятий по присоединению. По мнению автора, вышеперечисленные действия можно квалифицировать как услуги, оказываемые исполнителем заказчику, а договор, заключенный между сторонами, - как договор возмездного оказания услуг2. В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Внимание! Работы по непосредственному присоединению вновь построенного или реконструированного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения может выполнить эксплуатирующая организация на основании отдельного договора (п. 10 Правил подключения).

В заключение данного раздела хотелось бы остановиться на существенных условиях договора о подключении, перечисленных в п. 12 Правил заключения договора о подключении. Таковыми являются:

- размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения;

- местоположение точек подключения на границах земельного участка;

- условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

- дата подключения, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта;

- размер платы за подключение и порядок ее внесения.

В дальнейшем мы будем рассматривать учет операций по договору возмездного оказания услуг, однако в соответствии с п. 14 Правил заключения договора о подключении и п. 11 Правил определения техусловий подключение может осуществляться как на платной основе, так и бесплатно. Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается. В противном случае подключение осуществляется за плату, порядок определения которой зависит от наличия у предприятия коммунального комплекса утвержденной инвестиционной программы.

При отсутствии инвестиционной программы или отсутствии в ней мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения размер платы за подключение определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения (пп. 2 п. 14 Правил заключения договора о подключении и абз. 2 п. 7 Правил определения техусловий).

Если инвестиционная программа утверждена, в нее включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения и установлены тарифы на подключение, размер платы за подключение определяется как произведение заявленной нагрузки строящегося или построенного объекта (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта) и тарифа на подключение. В случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.

Внимание! Согласно п. 9 Правил определения техусловий выдача технических условий и информации о плате осуществляется бесплатно.

Тарифы организаций коммунального комплекса регулируются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». На основании пп. 2 п. 2 ст. 1 данного Закона подлежат регулированию, в частности, тарифы на подключение вновь создаваемых или реконструируемых объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры.

________________________________

1 Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360. В сферу регулирования документа не попадает порядок заключения договора на подключение к сетям электроснабжения, который регламентируется Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

2 Отсутствие в гражданском законодательстве легального определения услуги порождает различные подходы к пониманию данного объекта гражданских прав. Однако большинство авторов приходят к выводу, что предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем действий или деятельности определенного договором рода (см., например, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 № 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг»). Исходя из этого, отнесение рассматриваемого в статье вида договора к договорам возмездного оказания услуг, на наш взгляд является вполне правомерным. Обращаем внимание, что в нормативных документах действия по подключению также именуются услугами.

Журнал «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», декабрь 2009 г. № 12