Письмо Министерства экономического развития РФ от 17 апреля 2009 г. № 5810-ИМ/Д23

"О некоторых вопросах предоставления и использования земельных участков для целей недропользования"

Минэкономразвития России рассмотрело Ваше обращение по вопросу применения положений земельного законодательства в части получения и использования земельных участков пользователями недр и сообщает.

1. По вопросу предоставления земельных участков для недропользования.

В целях комплексного решения вопроса предоставления земельного участка для целей недропользования Минэкономразвития России считает необходимым внесение изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", предусматривающих обязательность предоставления участка недр с гарантированным обеспечением доступа к соответствующему земельному участку, необходимому для недропользования. Минэкономразвития России письмом от 11.11.2008 № 17082-ИМ/Д23 направляло соответствующие предложения в Минрегион России для подготовки правительственных поправок к проекту федерального закона № 432575-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Вопрос обеспечения доступа к земельным участкам для целей недропользования предполагается урегулировать в разработанном Минэкономразвития России проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов". Указанным законопроектом предлагается, в частности, возможность установления публичного сервитута для проведения изыскательских и исследовательских работ, проводимых в целях геологического изучения недр, а также для разведки и добычи полезных ископаемых.

Законопроектом предусматривается существенное упрощение доступа недропользователей к земельным ресурсам, в том числе находящимся в частной собственности, а именно:

- осуществление работ на условиях сервитута не влечет необходимости изменения категории земельного участка и его разрешенного использования;

- плата за установление сервитута определяется соглашением сторон. В случае недостижения такого соглашения плата определяется судом как однократный платеж, размер которого определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности как уменьшение рыночной стоимости земельного участка вследствие его обременения сервитутом. При этом судом может быть принято решение о рассрочке указанного платежа;

- обладатель публичного сервитута имеет право осуществлять любую деятельность, необходимую для достижения целей установленного сервитута, в том числе в установленных границах сервитута имеет право свободного доступа на земельный участок, осуществлять строительство, ремонт, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию сооружений, являющихся собственностью обладателя сервитута, для использования которых установлен сервитут, осуществлять земляные работы, осуществлять доставку техники, материалов и инструментов;

- документ, подтверждающий установление публичного сервитута, наряду с иными предусмотренными Градостроительным кодексом требованиями является основанием для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В настоящее время указанный законопроект находится на стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти.

2. По вопросу предоставления земельных участков, находящихся под уже построенными объектами недвижимости.

Минэкономразвития России отмечает, что действовавший ранее в соответствии с частью 6 статьи 11 Закона Российской Федерации "О недрах" порядок получения согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, не гарантировал его дальнейшее предоставление для указанных целей.

При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьей 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (за исключением обладателей сервитутов) имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Таким образом, право на использование земельного участка, в том числе на строительство на нем зданий, строений сооружений, возникает исключительно у лиц, которым такой земельный участок предоставлен на законных основаниях. Это правило корреспондируется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязательном предоставлении правоустанавливающих документов на земельный участок в целях получения разрешения на строительство (пункт 1 части 7 статьи 51) и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 1 части 3 статьи 55).

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил признается самовольной постройкой.

Для оформления прав на указанные земельные участки необходимо изменение законодательства в части совершенствования процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в том числе для целей пользования недрами.

Кроме того, для предотвращения случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, третьим лицам, а не недропользователям, целесообразно осуществлять резервирование земель в соответствии с правилами статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. По вопросу изъятия земель для государственных или муниципальных нужд для целей недропользования.

Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации "О недрах" земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 279, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка либо с ним не достигнуто соглашение об условиях выкупа, то принудительное изъятие земельного участка может быть осуществлено только в судебном порядке.

В целях совершенствования процедуры изъятия земельных участков для

государственных или муниципальных нужд Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков и иных недвижимых вещей для государственных или муниципальных нужд".

Указанным законопроектом восполняются пробелы и устанавливается более простой и четкий порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В частности, законопроектом предполагается урегулировать следующие вопросы:

- перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления об изъятии и предоставлении земельного участка;

- порядок и сроки принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

- основания для отказа в удовлетворении заявления об изъятии и предоставлении земельного участка;

- порядок извещения собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

- внесение изменений в части уточнения порядка возмещения убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков.

В настоящее время указанный законопроект находится на стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти.

 

И.Е. Манылов