Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 июля 2008 г. N Д08-2073

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N П13-17975 Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение президента межрегиональной общественной организации Московская ассоциация жертв незаконных репрессий С.И. Волкова по вопросу разъяснения упрощенного порядка государственной регистрации прав граждан на земельные участки и сообщает.

Упрощенный порядок государственной регистрации прав граждан на земельные участки установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).

Так, в соответствии со статьей 25.2 Закона о регистрации, для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документы, указанные в пункте 2 названной статьи.

При этом необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом (далее - ранее учтенные).

При этом отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости.

Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений выдается (направляется) в случае отсутствия таких сведений в государственном кадастре недвижимости.

Дополнительно сообщаем, что Указом Президента Российской Федерации от 11.12.1993 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" организация ведения государственного земельного кадастра была возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.

При этом получение исходной информации для ведения государственного земельного кадастра обеспечивалось проведением необходимых космоаэросъемочных, топографо-геодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий (Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1992 N 622).

Одновременно необходимо отметить, что согласно Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, на организации технической инвентаризации (далее - ОТИ) возложен технический учет жилищного фонда.

В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция), ОТИ при проведении технической инвентаризации объектов капитального строительства осуществляют съемку земельных участков, на которых находятся такие объекты, при наличии планов соответствующих земельных участков, подготовленных комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Таким образом, подготовленная ОТИ в соответствии с Инструкцией схема земельного участка, не могла являться основанием для внесения сведений о таком земельном участке в государственный земельный кадастр.

На основании изложенного Департамент полагает, что для получения кадастрового паспорта земельного участка необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, с заявлением о предоставлении кадастрового паспорта земельного участка.

Для государственной регистрации права собственности на земельный участок, проводить кадастровые работы в отношении такого земельного (межевание земельного участка), с целью уточнения его характеристик, не обязательно.

При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.

Дополнительно Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Закона предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 года. При этом установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" до дня вступления в силу Закона предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются установленными предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и тому подобное) кадастровых работ в отношении указанных земельных участков.

 

Директор Департамента недвижимости                               А.И. Ивакин