МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГЛАВТРАНСПРОЕКТ

Государственный проектный институт
"СОЮЗДОРПРОЕКТ"

НАСТАВЛЕНИЕ НИВЕЛИРОВЩИКУ
при изысканиях автомобильных дорог

Введено в действие с 1/II-1962г.
приказом № 34 от 27/
I-1962г.
директора ГПИ "Союздорпроект"

г. Москва – 1962г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее наставление предназначено для работников изыскательских партий и отрядов, выполняющих изыскания автомобильных дорог.

Наставление разработано в развитие соответствующих пунктов "Инструкции по топографо-геодезическим работам при изысканиях автомобильных дорог", пересоставленной Союздорпроектом в 1961г.

С выходом настоящего наставления отменяется "Наставление нивелировщику при производстве изысканий автомобильных дорог" /Дориздат 1952г./

Наставление согласовано Главтранспроектом Минтрансстроя СССР /письмо 3002/53 от 26/I-1962г./.

Все замечания и пожелания, которые возникнут при пользовании наставлением, просят направлять по адресу: г. Москва, Софийская набережная, дом 34, Технический отдел Союздорпроекта.

Содержание

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. ИНСТРУМЕНТЫ

Нивелиры

Рейки нивелировочные

Башмаки нивелировочные

Приемка инструментов

Поверки нивелиров

Правила обращения и хранения инструментов

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

IV. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НИВЕЛИРОВАНИЯ

Установка нивелира на стоянке правила визирования и производства отсчетов

Порядок нивелирования

Точность нивелирования

V. НИВЕЛИРОВАНИЕ ТРАССЫ

VI. ПРИВЯЗКА ТРАССЫ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ НИВЕЛИРНОЙ ОПОРНОЙ СЕТИ

VII. РАЗЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ НИВЕЛИРОВОЧНЫХ РАБОТ

Особенности нивелирования при изысканиях для реконструкции дорог.

Нивелирование при пересечении оврагов, рек, болот в местах затрудненного водоотвода и пр.

Нивелирование поперечников

Нивелирование уклонов водотоков

Нивелирование при восстановлении трассы

VIII. ЗАПОЛНЕНИЕ ПОЛЕВЫХ ЖУРНАЛОВ

IX. КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1 ПОВЕРКИ НИВЕЛИРОВ

Приложение № 2 ЖУРНАЛ № 1 ТЕХНИЧЕСКОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ

Приложение № 3 ЖУРНАЛ № 2 ПОПЕРЕЧНОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ

Приложение № 4 ЖУРНАЛ № … ВАТЕРПАСОВКИ

Приложение № 5 ВЕДОМОСТЬ невязок между связующими точками нивелировочного хода

Приложение № 6 ВЕДОМОСТЬ Высотной увязки реперов

Приложение № 7 ВЕДОМОСТЬ РЕПЕРОВ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 1. Нивелирование является составным элемент» геодезических работ при изысканиях автомобильных дорог и выполняется для определения высотных отметок местности.

§ 2. В задачи нивелировщика входят:

Нивелирование трассы, поперечников, склонов местности, продольных уклонов суходолов, ручьев и рек, гидростворов, морфостворов, живых сечений водотоков в том числе под существующими мостами, пересекаемых инженерных сетей и коммуникаций, нивелирование для решения водоотвода, увязка с нивелирными ходами соседних партий, а также передача при необходимости/ высотных отметок от государственной нивелирной опорной сети на трассу.

§ 3. Нивелировочные работы осуществляются звеньями в составе старшего техника или техника, назначаемых не состава изыскательской партии отряда и необходимого количества рабочих.

§ 4. В обязанности нивелировщика, кроме выполнения задач, перечисленных в § 2, входят:

- приемка инструмента и наблюдение 88 его сохранностью, причем до вые8да на полевые работы нивелировщик участвует в отборе геодезического инструмента, с которым ему предстоит работать;

- заполнение нивелировочных журналов;

- ведение табеля;

- камеральная обработка материалов.

Нивелировщик выполняет также отдельные поручения начальника партии отряда.

II. ИНСТРУМЕНТЫ

§ 5. По прибытии в район изысканий руководитель звена ст. техник, /техник/ получает от начальника партии /отряда/ под расписку инструменты и имущество, необходимые для работы:


пп

Наименование

Количество

1

2

3

 

А. Геодезические инструменты

 

1

Нивелир в ящике со всеми принадлежностями

1

а/ крышка к объективу

1

б/ солнечная бленда

1

в/ шпильки

1-2

г/ отвертки

2

д/ ключ конусный

1

е/ кисточка

1

ж/ светофильтр на объектив

1

з/ флакон с маслом

1

2

Штатив со становым винтом

1

3

Рейки нивелировочные /в т.ч. 1 рейка запасная/

2+1

4

Башмаки металлические для нивелирования

2

5

Рулетка тесьмяная или стальная 10 м или 20м (для разбивки поперечников)

1

6

Эккер

1

7

Уровень плотничный /для ватерпасовки/

1

 

Б. Шанцевый инструмент и имущество

 

8

Топор с чехлом

1

9

Полевая сумка

1

 

В. Чертежно-канцелярские принадлежности

 

10

Наставление нивелировщику

1

11

Журналы нивелировочные

по потребности

12

Журналы поперечного нивелирования

по потребности

14

Журналы ватерпасовки

по потребности

15

Нож перочинный

1

16

Блокноты идя бланки служебных записок /для заметок и связи с исполнителями других видов изыскательских работ/

по потребности

17

Чертежная доска

1

18

Счеты конторские

1

19

Прочие чертежно-канцелярские принадлежности /бумага миллиметровая писчая, угольники, линейки, карандаши, резинки и т.п./

по потребности

20

Бланки необходимых ведомостей

по потребности

Нивелиры

§ 6. Нивелир состоит ив подставки, опирающейся на штатив и прикрепляемой в нему посредством станового винта; уровня для приведения инструмента в горизонтальное положение и зрительной трубы /с увеличением не менее 80 крат/ для взятия отсчетов по рейке. Для возможности определения расстояний зрительные трубы, как правило, снабжены нитяным дальномером.

Кроме того, нивелиры снабжены приспособлениями для наведения на рейку, для закрепления зрительной трубы, а также для исправления нарушений юстировки инструментов. Схема нивелира приведена на рис. 1.

Рис. l Схема нивелира

1. Зрительная труба. 2. Визирная ось. 3. Сетка нитей трубы. 4. Ось вращения инструмента.
5. Уровень. 6. Подъемные бинты.
7. Штатив.

§ 7. Нивелиры подразделяются на следующие типы:

1. глухие /НГ, HB-1 и др./;

2. глухие с поворотной трубой /полуглухие/;

3. со свободной /перекладной/ трубой /НТ, "Геофизикаи, "Геодезия" и др./:

а/ с уровнен при подставке,

б/ с уровнем при трубе;

4. с самоустанавливающейся линией визирования /НС-3, НСМ-2, НЗК/;

5. с наклонным лучом визирования /НЛ-3/.

Наиболее совершенны те системы нивелиров, у которых обеспечена надежная связь трубы с уровнем, а все части инструментов лучше защищены от внешних влияний.

§ 8. У глухих нивелиров зрительная труба наглухо прикреплена к вертикальной оси вращения инструмента.

В работе глухие нивелиры последних систем удобны тем, что позволяет одновременно вести отсчеты по рейке и наблюдать за положением уровня.

§ 9. У полуглухих нивелиров труба соединена с вертикальной осью вращения так, что, кроме поворота вокруг этой оси, она может поворачиваться на 180° вокруг своей геометрической /горизонтальной/ оси.

Для окончательной установки в горизонтальное положение имеется элевационный винт. Уровень наглухо /сбоку/ прикреплен к трубе.

§ 10. У нивелиров со свободной /перекладной/ трубой к вертикальной оси вращения прикреплены вилкообразные подставки /лагеры/, на которые опирается труба своими кольцеобразными выступами /цапфами/.

Трубу можно вынуть и переложить в лагерях или, не вынимая ее из лагер, повернуть вокруг геометрической оси на 180° /поворот в лагерах/. Трубу можно также переложить и повернуть в лагерах на 180°.

Наиболее распространенный тип нивелира с перекладной трубой - нивелир с уровнем при подставке.

§ 11. Нивелиры с самоустанавливающейся линией визирования /с призменным, линзовым или зеркальным компенсатором/ выгодно отличаются от обычных нивелиров тем, что требуют меньшей затраты времени на установку, так как нивелировщик приводит нивелир в горизонтальное положение по уровню малой точности /с ценой деления порядка 2-10/ Окончательное приведение линий визирования в горизонтальное положение выполняется автоматически, упомянутыми компенсаторами.

§ 12. Нивелир с наклонным лучом позволяет непосредственно отсчитывать превышения до 20 м с одной стоянки, что удобно в сильно пересеченной местности. Однако шкала, по которой делается отсчет превышений, ограниченно освещена, что значительно сужает область его применения, особенно при нивелировании в лесу, а также в пасмурную погоду.

Рейки нивелировочные

§ 13. При нивелировании применяются цельные или составные /раздвижные, складные/ рейки, обычно длиной 3 и 4 м.

На цельных рейках деления и цифры наносятся с обеих сторон. На одной стороне деления и цифры черные /счет их идет от нуля, совпадающего с пяткой рейки/, на другой стороне - красные /отсчет ведется от условного горизонта/.

У составных реек деления и цифры наносятся обычно только на одной стороне и цвет их меняется через каждый метр.

Обычно нивелировочные рейки имеют сантиметровые деления и отсчет по ним производится с точностью - 1 см; целесообразно также применение реев с дециметровыми делениями /рис. 2/. Ори нивелировании трассы с повышенной точностью /см. ниже §§ 41, 42/ отсчеты берутся с точностью - 1 мм.

Рис. 2 Рейки нивелировочные.

а). Рейка с сантиметровыми делениями. б); Рейка с дециметровыми делениями

Для работ с повышенной точностью применяются рейки, снабженные круглым уровнем или отвесом для установки в вертикальное положение.

Башмаки нивелировочные

§ 14. Башмаки нивелировочные предназначаются для установки на них рейки при нивелировании крутых подъемов и спусков по методу «иксовых» точек или при привязках к государственным маркам и реперам без забивки кольев.

Башмаки нивелировочные изготовляются из листового железа толщиной 3-5 мм в виде равнобедренных треугольников или квадратов (пластин) с шипами для вдавливания в землю и специальным выступом, на который ставится рейка (рис. 3).

Башмаки снабжены скобами-рукоятками для удобства переноски.

Установка башмака (с вдавливанием шипов в грунт) производится путем надавливания ногой рабочего

Рис. 3 башмаки нивелировочные.

1. Выступ для установки рейки. 2. Рукоятка. 3. Шипы.

Приемка инструментов

§ 15. Приемка инструментов осуществляется нивелировщиком перед выездом на полевые работы. В процессе приемки устанавливается комплектность и годность к работе всех инструментов и рабочего инвентаря.

§ 16. При приемке нивелира, детальным осмотром устанавливается наличие всех его частей, их исправность и пригодность для работы.

Нивелиры должны удовлетворять следующим требованиям:

- становой и подъемные винты, а также зажимной и микрометренный винты, должны плавно вращаться в гнездах я не быть погнутыми. Необходимо, чтобы зажимные винты надежно закрепляли соответствующие части инструмента, а микрометренный винт не имел мертвого хода;

- подставка труба должна свободно вращаться вокруг вертикальной оси;

- уровень должен прочно соединяться с инструментом, а его винты - быть исправными;

- толщина нити сетки зрительной трубы должна быть такой, чтобы на расстоянии 200 м нить покрывала не более половины сантиметрового деления на рейке /этот дефект устраняется на заводе-изготовителе/; нити должны быть прямыми и ровными, т.е. казаться резко черными, а на стекле, на котором нарезана сетка, не должно быть грязи и пыли;

- диафрагма с сеткой нитей должна быть прочно закреплена исправительными винтами;

- труба должка давать ясные, четкие, правильные и неокрашенные изображения;

- при наведении на резкость вращением кремальерного винта, изображение рейки не должно перемещаться в вертикальной плоскости;

- окулярная трубочка должна плавно передвигаться в окулярном колене.

§ 17. Деревянные части штата не должны иметь трещин; наконечники, служащие для втыкания в землю при установке инструмента, должны быть прочно закреплены на концах ног; крепление ног к головке штатива должно быть надежным.

§ 18. При приемке нивелира определяются оптические качества трубы и коэффициент дальномера.

а/ Для определения оптических качеств трубы устанавливают, в расстоянии около 50 м от инструмента в хорошо освещенном месте, доску с наклеенной белой бумагой, на которой начерчены черные квадраты со сторонами около 40 мм и круги такого же диаметра.

Установив трубу на нормальную резкость изображения, рассматривают эти фигуры. Если сохраняется правильность конфигураций, четкость линий при слабом голубовато-фиолетовом оттенке на краях, то оптика трубы хорошего качества;.

При недостаточно хорошем качестве оптики трубы фигуры будут казаться искаженными, на краях покажется сероватый оттенок или они будут окружены красной, желтой, либо зеленой каймой. Такой нивелир для работы не принимается.

б/ Коэффициент дальномера /К/ определяется отношением числа сантиметровых делений на рейке /отсекаемых крайними нитями дальномерной сетки зрительной трубы/ к отмеренному лентой на равнинном участке местности расстоянию, равному 100 м.

При коэффициента дальномера, отличавшейся от 1, расстояние определяется путем умножения величины "К" на число сантиметровых делений, отсеченных нитями на рейхе.

§ 19. Нивелировочные рейки должны удовлетворять следующим требованиям:

- деления на рейке должны быть нанесены точно и не должны отличаться друг от друга более чем на 1/20 величины деления; правильность длины реек и нанесения делений проверяются компарированной стальной рулеткой.

- деления и цифровые обозначения должны быть четкими;

- концы реек должны быть правильно и надежно окованы;

- составные рейки должны свободно раздвигаться /или откидываться на шарнирах/ и надежно скрепляться имеющимися для этого приспособлениями;

- рейки не должны быть покороблены, иметь погнутости, перекоса, трещин и других изъянов и повреждений;

- раздвижные рейки должны иметь надежное винтовое крепление.

§ 20. Башмаки нивелировочные не должны быть, погнуты. При приемке проверяется наличие и прочность заделки шипов и выступа в металлическую пластину и наличие скоб.

Поверки нивелиров

§ 21. Перед началом, а также в процессе полевых работ, нивелировщик обязан выполнять поверки нивелира.

Поверки подразделяются на ежедневные и периодические.

К ежедневный поверкам нивелиров всех типов относятся поверки уровней.

К периодическим - поверка параллельности визирной оси трубы и продольной оси цилиндрического уровня и другие.

Полный комплекс поверок, выполняется песен началом работ, по прибытии инструментов на базу партии /отряда/, а также после тяжелых условий транспортировки или резких сотрясений инструмента.

§ 22. Основное требование, предъявляемое ко всем нивелирам, состоит в том, чтобы визирная ось трубы была параллельна оси уровня и перпендикулярна к оси вращения инструмента. Для равных типов нивелиров поверки различны; в приложении № 1 приведены поверки для наиболее распространенных систем: НТ, НГ, HB-I, НСМ.

Правила обращения и хранения инструментов

§ 23. Нивелир, как и всякий геодезический инструмент, требует бережного обращения и тщательного ухода. При работе с ним следует избегать резких движений и встряхиваний, нарушающих правильное положение составных частей.

Нельзя прилагать физические усилия при затруднении движения иди вращения какой-либо части инструмента, а следует устранить причину затруднения.

Закрепительные винты следует вращать плавно и не допускать закрепления "намертво". Приступать к работе следует при нормальном положении подъемных и микрометренных винтов, т.е. примерно на середине их хода. Становой винт не следует затягивать слишком туго, так как это отражается на свободном ходе подъемных винтов.

При переноске инструмента на новую стоянку, на штативе предварительно закрепляют подставку, затем ослабляют зажимные винты штатива - "барашки" /при наличии/ и инструмент переносится, по возможности, в вертикальном положении, прижатым к плечу рабочего.

У нивелиров со свободной /перекладной/ трубой, последняя вынимается из лагер подставки и переносится самим нивелировщиком.

При извлечении инструмента из ящика или укладке в ящик следует брать нивелир за подставку, но не за трубу.

Инструмент необходимо содержать в чистоте. После работы перед укладкой в ящик нивелир протирают мягкой полотняной тряпочкой для удаления пыли и влаги; стеклянные поверхности сначала обмахивают мягкой кисточкой, а затем без излишнего нажима протирают чистой замшей.

Все трущиеся части /оси, винты/ в умеренном количестве регулярно смазывают костяным маслом, а деревянные части штатива - животным салом.

Разборка нивелира разрешается только при крайней необходимости и производится в соответствии с указаниями по уходу за геодезическими инструментами.

При хранении инструмента надо оберегать его от сырости, пыли, грязи и резких колебаний температуры. При переездах на автомобилях или подводах рабочие должны держать ящик с нивелиром на коленях, а рейки и штативы укладывать в кузов автомобиля /на подводу/ в продольном направлении, подложив под них солому или сено.

§ 24. При нивелировании необходимо следить за чистотой пятки рейки. Запрещается ударять пяткой рейки о твердые предметы.

Кладя рейку на землю, необходимо следить, чтобы она лежала, всей своей длиной на ровной поверхности и не гнулась.

При переноске реек по трассе необходимо следить, чтобы сторона рейки, на которой нанесены деления и цифры, не прикасались к веткам и другим предметам, во избежание стирания окраски.

§ 25. Стальные рулетки подвержены ржавчине, поэтому при работе в сырую погоду необходимо по возвращении на стоянку немедленно развернуть рулетку, тщательно вытереть ее и промывать керосином. Промазку керосином или машинным маслом необходимо время от времени повторять при длительном хранении.

Стальные рулетки ломаются от небрежного обращения, поэтому нельзя допускать образования петель.

При измерении по существующим дорогам необходимо убирать рулетку во время прохождения транспорта.

Тесьмяные рулетки легко портятся от влаги, поэтому мокрую рулетку надо перед свертыванием в кобуру тщательно вытереть, а затем при первой возможности вытянуть тесьму из кобуры и развесить в тёплом помещении или на воздухе в солнечную погоду для просушки.

§ 26. При перевозке от основной базы к месту полевых работ инструменты тщательно упаковываются в ящики, в которые кладут стружки или солому.

Рейки и штативы перевозятся в крепко упакованных связках, обернутых рогожей; у штативов при этом снимаются или накрепко затягиваются становые винты.

На стоянке партии ящики с нивелиром следует держать в жилом помещении. Рейки и штативы хранятся в вертикальном или слегка наклонном положении в кладовой или сарае.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

§ 27. Рабочие звенья, осуществляющие нивелирование трассы, поперечников, уклонов догов, рек и др. организуются в следующем составе:

а/ Звено I нивелира

Старший техник - 1

Рабочие III разряда - 3 /1 для подноски инструмента и 2 реечника/.

б/ Звено II нивелира

Техник - 1

Рабочие III разряда - 3 /1 для подноски инструмента и 2 реечника/.

§ 28. Кроме того, по условиям техники безопасности, в каждое звено добавляются рабочие в количестве, зависящем от обстановки:

- при изысканиях на существующих автомобильных дорогах - для регулирования автомобильного и прочего движения;

- в местах, опасных для изыскателей /оползни, обрывы, крутые косогоры, зоны осыпей, обвалов и т.п./ для сигнализации, поддерживания на веревках и т.п.

§ 29 Перед началом работ в поде руководитель эвена обязан ознакомить рабочих с общим порядком работ, правилами техники безопасности и сигнализации, обучить способу производства работ и бережному обращению с инструментом.

§ 30. Связь нивелировщика с исполнителями других видов изыскательских работ, а также первого и второго нивелировщика между собою, осуществляется путем оставления записок на заменках или пикетных кольях.

§ 31. Руководитель звена I нивелира ежедневно ведет полевой табель нивелировочных работ обоих нивелировщиков куда заносит сведения о характере и объеме проделанной работы, а также о рабочих и использованном транспорте.

IV. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НИВЕЛИРОВАНИЯ

Установка нивелира на стоянке правила визирования и производства отсчетов

§ 32. Место для установки инструмента выбирают с таким расчетом, чтобы видны были все нивелируемые с данной стоянки точки и чтобы расстояния до связующих точек были приблизительно одинаковыми. При значительном уклоне местности "плечи" вынужденно будут неравными и инструмент устанавливается с таким расчетом, чтобы со стоянки можно было охватить наибольшее превышение.

§ 33. Штатив с прикрепленным нивелиром устанавливается предварительно так, чтобы труба инструмента приняла примерно горизонтальное положение.

Затем, закрепив винты - "барашки" штатива (при наличии их), установку нивелира уточняют, нажимая ногой на выступы башмаков штатива, после чего, следя за уровнем и пользуясь подъемными винтами, приводят инструмент в горизонтальное положение.

Если пузырек уровня при вращении инструмента на любой угол не сходит с середины, то это означает, что инструмент приведен в рабочее состояние, при котором можно производить визирование и брать отсчеты по рейке.

§ 34. Визирование, т.е. наведение креста нитей, зрительной трубы на рейку, производится сначала на глаз, а затем уточняется микрометренным винтом. Наведение на резкость изображения производится с помощью кремальерного винта.

При визировании и взятии отсчетов по рейке браться за трубу руками не следует.

§ 35. При отсчете по рейке определяется вертикальное расстояние в сантиметрах или миллиметрах в зависимости от точности нивелирования от низа /нуля/ рейки до линии визирования, проходящей через среднюю горизонтальную нить сетки. Количество метров, дециметров и сантиметров определяется по числовым надписям и полным делениям на рейке, а части сантиметрового деления оцениваются в миллиметрах /или сантиметрах - при дециметровых делениях/ на глаз.

Разница отсчетов по рейкам, поставленным в двух различных точках местности, определяет превышение одной точки над другой.

§ 36. Кроме определения превышений на местности нивелировщик определяет расстояния по нитяному дальномеру зрительной трубы, выявляя грубые просчеты пикетажиста /на величину порядка мерной ленты/, а также в сомнительных местах.

При этом отсчеты по рейке читают и записывают по верхней и нижней нитям, умножая разность отсчетов на коэффициент дальномера.

Порядок нивелирования

§ 37. Порядок нивелирования на каждой стоянке инструмента следующий:

Сначала нивелировщик берет отсчет по задней рейке, установленной на связующей точке: отсчет записывается в журнал.

Затем нивелировщик берет отсчет по передней рейке, установленной на другой связующей точке; отсчет записывается в журнал.

После этого нивелировщик подает сигнал заднему реечнику, который последовательно ставит рейку на все промежуточные точки, сообщая голосом их пикетажное положение /например, при нивелировании трассы: "плюс 14; плюс 35 и т.д."/, а нивелировщик берет отсчеты по рейке, записывая их в журнал /в графу "промежуточный отсчет"/, пока задний реечник не дойдет до переднего реечника; последний все это время остается на своей связующей точке, не снимая рейки.

Затем нивелировщик переходит с инструментом на новую стоянку, а задний реечник, минуя переднего, переходит и устанавливает рейку на новую связующую точку впереди инструмента.

В дальнейшем этот порядок повторяется. Запрещается заднему реечнику переходить на место переднего реечника.

Для ускорения работы и контроля за реечниками рекомендуется нивелировщику перед выходом на работу выписать не пикетажного журнала все плюсовые точки и расположение реперов.

§ 38. Рабочий ставит рейку на забитую точку, полку репера или выступ нивелировочного башмака /при нивелировке по "иксовым" точкам/, держа рейку обеими руками перед собой в вертикальном положении и слегка покачивая ее с переводом через отвесное положение, для того, чтобы наблюдатель у инструмента смог уловить наименьший отсчет, соответствующий строго вертикальному положению рейки.

При привязке к марке, в отверстие последней вставляется шпилька, на которую ставится рейка. В случаях, если марка расположена выше горизонта визирования, к шпильке подвешивается специальная реечка, по которой производится отсчет, либо к шпильке прикладывают обычную рейку нулем вверх. В последнем случае необходимо обратить внимание на правильность взятия отсчета.

§ 39. Для связи нивелировщика с реечником применяется следующая сигнализация:

- горизонтальное движение рукой в ту сторону, куда надо наклонить рейку;

- венах рукой of себя юга в себе, разрешающий переход реечника на следующую точку.

Точность нивелирования

§ 40. При нивелировании трассы в условных отметках расхождение в превышениях по обоим нивелирам допускается не более 2 см на пикете при общей допустимой невязке хода , где L - длина хода в километрах.

Отсчет по рейкам округляется до 1 см.

§ 41. При передаче абсолютных отметок от государственной нивелирной сети на трассу нивелирование производится двойное с допустимой невязкой мм.

Отсчет по рейкам берется с точностью 1 мм.

§ 42. При проложении трассы в пределах городов, рабочих поселков; территорий, затапливаемых вследствие сооружения ГЭС; территорий, на которых проводятся ирригационные или мелиоративные работы и пр., где потребуется увязка отметок проектируемой дороги с системой отметок планируемой территории населенного пункта, затопляемой или осушаемой местности; а также - на больших мостовых переходах, при передаче отметок е водомерных постов к трассе и нивелировании уклонов равнинных рек, допустимая невязка не должна превышать  мм /при этой точности нивелирования отсчеты по рейке берутся с точностью до 1 мм/.

V. НИВЕЛИРОВАНИЕ ТРАССЫ

§ 43. Нивелирование трассы производится для определения превышений между точками, обозначающими их пикетное положение, и между характерными переломными точками местности.

Нивелирование может быть одиночное или двойное.

§ 44. Одиночное нивелирование производится с применением двухсторонних реек, либо с изменением горизонта инструмента, применением контрольных точек или двойным ходом в прямом в обратном направлениях.

§ 45. При двойном нивелировании работа между I и II нивелировщиками распределяется следующим образом:

I-й нивелировщик производит нивелирование пикетных и переломных /плюсовых/ точек трассы; привязку трассы к временным и постоянным реперам и маркам, а также к ходам смежных изыскательских партий; нивелирование для решения водоотвода; нивелирование живых сечений водотоков под мостами /при ходах по существующей дороге/.

II-й нивелировщик осуществляет контрольное нивелирование по связующим точкам трассы и контроль всех привязок, а также нивелирование поперечников, пересекаемых сетей и коммуникаций, живых сечений, морфостворов, гидростворов и уклонов тальвегов и рек, причем эти работы могут производиться независимо от нивелирования трассы.

§ 46. Нивелирование, как правило, должно производиться из середины, при нормальных расстояниях от инструмента до рейки на связующих точках 100 м, с возможным увеличением расстояния до 150 м в условиях благоприятной погоды. Стоянки инструмента могут располагаться на трассе, а также в стороне от нее.

§ 47. Связующими точками могут служить пикеты или плюсы трассы. Все временные и постоянные реперы и марки, находящиеся в непосредственной близости от трассы, обязательно должны являться связующими точками.

Если репер пропущен нивелировщиком или не был поставлен заблаговременно, то к нему делается отдельный привязочный ход.

В случае привязки к маркам и реперам государственной нивелирной сети, удаленным от трассы, делаются специальные нивелировочные хода.

§ 48. Если с одной стоянки не удается взять превышения между соседними пикетными точками, то нивелирование производится по "иксовым" точкам, и пикетные точки в этих случаях могут быть промежуточными.

Иксовыми точками может служить любой устойчивый предмет /пень, крупный камень, цоколь здания и т.п./, специально забитая точка или переносный нивелировочный башмак.

§ 49. При нивелировании трассы нивелировщик обязан следить за правильной порядковой нумерацией пикетов, проверять расстояния между ними шагами при переходе со стоянки на стоянку, или же определять расстояния до пикетов /а в сомнительных случаях и до плюсовых точек/ по дальномеру.

§ 50. I-й нивелировщик обязан следить за достаточностью точек на трассе, характеризующих рельеф местности.

При пропуске пикетажистом характерных точек на местности нивелировщик должен занивелировать пропущенные точки, замерив расстояние от них до ближайшего пикетного колышка. Обо всех обнаруженных пропущенных и дополнительно взятых точках нивелировщик в тот же день сообщает пикетажисту для внесения соответствующих дополнений и изменений в полевые документы.

§ 51. Отметки связующих точек /с подведением постраничных итогов задних и передних взглядов/ вычисляются нивелировщиками в поле, в процессе нивелирования, обычно в то время, когда подносчик инструмента устанавливает нивелир на очередной стоянке.

I-й и II-й нивелировщики вычисляют отметки связующих точек раздельно. Отметки сравниваются после окончания дневной нивелировки, вечером - на стоянке партии.

§ 52. При обнаружении недопустимой невязки в превышениях между связующими точками по I-му и II-му нивелиру, контрольное нивелирование производит II-й нивелировщик, причем, если ошибка была допущена I-м нивелировщиком, то контрольным ходом проверяются также и все промежуточные плюсовые точки на участке обнаруженной ошибки.

§ 53. Во время нивелирования необходимо следить за тем, чтобы точки, на которые ставятся рейки, были забиты в уровень с поверхностью земли, верх кольев был срезан горизонтально и не был размочален при забивке.

Наклонно-срезанные и размочаленные точки подлежат замене в процессе нивелирования звеном I-го нивелировщика.

§ 54. Нивелировка при перерывах в работе должна заканчиваться на реперах, а при их отсутствии - отсчетами не менее чем на две надежные точки /на скалах, пнях деревьев и т.п./ или на трех специально забитых в стороне от трассы колышках, диаметром 6-8 см и длиной 30-40 см.

После перерыва работу начинают от этих точек, захватив также две последние связующие точки по трассе, сравнивая превышения между ними, полученные до и после перерыва.

Если окажется, что превышение между двумя последними связующими точками трассы изменилось больше чем на 2 см, т.е. произошло нарушение забитых связующих точек, то дальнейшее нивелирование по трассе производится от контрольных точек на постоянных предметах. Если же нарушения не было, то нивелировка продолжается от последнего /связующего/ пикета трассы.

§ 55. В местах примыкания вариантов к трассе основного хода и на стыках смежных партий должно быть занивелировано по каждому из ходов не менее трех общих точек.

§ 56. Свою работу в поле первый нивелировщик ведет независимо от работы второго нивелировщика.

§ 57. Нивелировщикам во время нивелирования запрещается:

- сверять превышения;

- пользоваться общими рейками;

- располагать стоянки инструмента вблизи друг от друга.

VI. ПРИВЯЗКА ТРАССЫ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НИВЕЛИРНОЙ ОПОРНОЙ СЕТИ

§ 58. Привязка к государственной нивелирной сети производится только в тех случаях, когда это необходимо для целей проектирования (см.§ 42 настоящего наставления).

§ 59. Полученная в допустимых пределах невязка (см. §§ 41, 42) между реперами Государственной нивелирной опорной сети распределяется по трассе по всем пикетам и реперам, пропорционально расстоянию. Нивелировочный ход продолжается от абсолютной отметки последнего репера.

VII. РАЗЛИЧНЫЕ СЛУЧАИ НИВЕЛИРОВОЧНЫХ РАБОТ

Особенности нивелирования при изысканиях для реконструкции дорог.

§ 60. При совмещении трассы с осью существующей дороги, не имеющей твердого покрытия, нивелирование производится по точкам, забитым по оси дороги. Если же дорога имеет твердое покрытие, то нивелирование осуществляется по связующим точкам, забитым по бровке земляного полотна, с одновременным нивелированием точек по оси дороги.

§ 61. При проложении трассы по существующим дорогам нивелированию подлежат (см. § 56 "Инструкции по изысканиям и проектированию реконструкции автомобильных дорог" 1959 г.) следующие точки:

- все переломы продольного профиля (количество точек назначается с таким расчетом, чтобы в профиле полностью обрисовались вертикальные кривые);

- дно кюветов;

- настилы мостов (начало и конец моста, а при значительной длине его - также и середина моста);

- верх устоев мостов и оголовки труб;

- живые сечения вне моста и под существующим мостом);

- лотки входного и выходного отверстий труб;

- уклоны тальвегов;

- следы зафиксированных горизонтов высокой воды;

- верх ледорезов;

- смотровые колодцы подземных сооружений и пр.

§ 62. При наличии на проезжей части, земляном полотне или в зоне предполагаемых работ по реконструкции существующей дороги - смотровых колодцев водопроводной, канализационной, телефонной и прочих сетей и коммуникаций, нивелировщик обязан установить отметку верха этих колодцев, а также определить путем замера отметку верха и низа канализационного коллектора, водопроводных труб и пр.

Нивелирование при пересечении оврагов, рек,
болот в местах затрудненного водоотвода и пр.

§ 63. При пересечении трассой глубоких оврагов с крутыми склонами последовательное нивелирование точек осуществляется при большом числе стоянок инструмента, в результате чего точность определения отметок по трассе уменьшается. Во избежание этого, порядок нивелирования устанавливается следующий: вначале нивелируют верх склонов оврага /I-й ход/, после чего нивелируется полное сечение оврага, спускаясь до дна и поднимаясь на верх противоположного склона оврага /II-й ход/. Результаты обоих ходов сравниваются и, если невязка оказывается в пределах допуска , то для продолжения хода по трассе принимается отметка первого хода.

Рис. 4 Пересечение оврага

I, II, III, … VI - стоянки инструмента

При большой крутизне оврага отметки его склонов и дна могут определяться при помощи ватерпасовки /см. ниже, § 77/, а сквозное нивелирование осуществляется по верху склонов оврага.

§ 64. При нивелировании трассы, проложенной по болоту, для обеспечения устойчивости нивелира концы треноги устанавливаются на специально забитые колья; нивелировщик обязан проверить устойчивость всех кольев, которые служат связующими точками. При нивелировании трассы проложенной по труднопроходимому болоту, следует передавать отметку трассы в обход данного участка по забитым иксовым точкам или с применением нивелировочных башмаков.

§ 65. При пересечении трассой болотистых мест или лощин со слабым уклоном, где намечается устройство водопропускных сооружений или какое-либо иное мероприятие по отводу воды, нивелировщик обязан выяснить характер пониженного места /замкнутая низина, седловина или русло/ и подтвердить это нивелировкой.

По указанию начальника партии /отряда/, при целесообразности устройства водоотводной канавы, заменяющей водопропускное сооружение, разбивается и нивелируется трасса канавы.

§ 66. При изысканиях по существующим автомобильным дорогам на участках, где обнаружен застой воды, нивелировщик обязан пронивелировать намеченные начальником партия /отряда/ трассы водоотводных канав для выпуска воды из кюветов.

В случае проложения трассы по водоразделу должны быть занивелированы точки по обе стороны трассы для подтверждения наличия водораздела и обеспечения естественного водоотвода.

§ 67. Нивелировщик обязан по указанию начальника изыскательской партии /отряда/ и инженера-геолога произвести высотную привязку шурфов, устьев буровых скважин, обнажений и других выработок.

Нивелирование этих точек производится от связующей точки трассы или ближайшего репера.

§ 68. Передача отметок через реки шириной менее 300 м производится двойным нивелированием связующих точек со стоянок, расположенных по обеим сторонам реки в расстоянии 10-20 м от связущих точек хода.

При ширине реки более 300 м передача отметки производится дважды: сначала с одного, затем с другого берега реки. Ввиду большой трудности взятия отсчетов обычным способом, визирование производится на ярко окрашенный картонный или фанерный щиток, передвигаемый по рейке, до совпадения средней нити зрительной трубы с краем щитка. По сигналу нивелировщика рабочий-реечник прочитывает и записывает отсчет, одновременно отмечая карандашом на рейке положение края щитка.

При рекогносцировочных изысканиях передачу отметок допускается производить по урезу воды.

§ 69. Вертикальная съемка площадей нивелированием производится по квадратам или способом параллельных линий. Для этого при помощи эккера /или теодолита/ и ленты по всей площади съемки разбивается сеть квадратов или параллельных линий. Длина сторон квадрата назначается в соответствии с характером рельефа местности и масштабом съемки.

При нивелировке по квадратам составляется схема съемки и ведется абрис.

При нивелировании подробностей, расположенных внутри квадратов, положение их определяется промерами рулеткой перпендикуляров от сторон квадратов.

В целях контроля нивелировка производится замкнутыми ходами по внешнему контуру съемки.

§ 70. При расположении снимаемой площадки в непосредственной близости от трассы, съемка производится в отметках трассы.

§ 71. В местах пересечения дорог должны быть занивелированы ось пересекаемой автомобильной дороги и головки рельсов железной дороги на протяжении не менее 200 м в каждую сторону.

§ 72. Если предполагается проектирование пересечения автомобильной дороги в разных уровнях, то существующая дорога нивелируется на протяжении 500 м в каждую сторону от оси пересечения, со съемкой поперечников по ней через каждые 100 м /рис. 7/. При нивелировании поперечного профиля пересекаемых железных дорог определяются отметки всех переломов поперечного профиля /рис. 5/.

Рис. 5 Пересечение железной дороги

Цифры обозначают места установки реек

1, 15, Бровка кювета (резерва)

2, 3, 14, 15, Дно кювета (резерва)

4, 13, Бровка земляного полотна

5, 12, Подошва балластного слоя

6, 11, Бровка балластного слоя

7, 9, Шпалы

8, 10, Головка рельсов

Нивелирование поперечников

§ 73. При съемке поперечников по нормали к трассе измеряется расстояние до характерных точек местности и определяются превышения.

§ 74. Съемка поперечников осуществляется звеном в составе:

техник - 1,

рабочих - 3, из которых 2 человека с эккером и лентой /рулеткой/ для измерения расстояний; 1 человек - с рейкой, которую он последовательно ставит на связующую /исходную/ точку трассы и на все промежуточные характерные точки поперечника.

Подноску нивелира осуществляет один из рабочих, измеряющих расстояния. При разбивке поперечников в лесу иди при необходимости закрепления поперечников кольями на местности, один из рабочих должен иметь топор.

§ 75. Нивелирование поперечников производится:

- на участках трассы, уложенных по косогору /при поперечных уклонах местности 1:10 и круче/;

- при совмещении трассы с существующими дорогами;

- при проложении трассы в непосредственной близости от водотоков;

- при проложении трассы по населенным пунктам,

- для проектирования в местах затрудненного водоотвода;

- для установления или подтверждения возможности естественного стока воды на водораздельных участках трассы;

- вообще на всех сложных участках трассы.

В местах со сложным рельефом и в горной местности поперечники снимаются на каждом пикете и плюсе. Длина поперечников назначается в соответствии с предполагаемыми в данном месте земляными и другими работами и, во всяком случае, не короче 20 м в каждую сторону от оси проектируемой дороги /трассы/.

На пологих косогорах /менее 1:10/ поперечные профили снимаются через 1-2 пикета с нивелированием минимального количества точек.

Запись отсчетов при нивелировании поперечников производится в специальном журнале /см. приложение № 3/.

§ 76. Поперечники при проложении трассы по существующим дорогам снимают в следующих случаях:

- на характерных участках продольного профиля, но не менее одного поперечника на каждом пикете;

- во всех местах, где меняется очертание поперечного и продольного профиля существующего земляного полотна и проезжей части /в местах перехода из выемки в насыпь, смены уклонов на местности и по существующему полотну и пр./;

- в местах расположения всех водопропускных труб и прочих искусственных сооружений /фильтрующих насыпей, подпорных стенок и пр./;

- по осям съездов и переездов;

- на кривых, где имеются или должны быть запроектированы виражи;

- в пределах используемых улиц и проездов в черте городов и поселков городского типа.

§ 77. На крутых склонах разбивку и съемку поперечников производят с применением тахеометра, телетопа или путем ватерпасовки.

Съемка поперечников тахеометром изложена в "Наставлении по угломерной и тахеометрической съемке при изысканиях автомобильных дорог" /§ 109/, изд. 1958г.

Ватерпасовка крутых склонов местности и откосов земляного полотна осуществляется звеном в составе техника и 2-х рабочих, снабженных 2-мя рейками, отвесом и плотничным уровнем. Ватерпасовка производится по способу ступенчатой перестановки двух реек /рис. 6/, безразлично - вверх или вниз по откосу.

Рис. 6 Ватерпасовка крутого откоса

I, II, III, IV Последовательность ватерпасовки

1 – рейки            2 - уровень

При ватерпасовке снизу  вверх первая рейка устанавливается в нижней части склона или откоса вертикально по отвесу; вторая рейка укладывается горизонтально по уровню, причем одним, концом она опирается на поверхность склона местности, а второй конец прикладывается к вертикально поставленной рейке, по которой отсчитывается превышение; при следующем приеме первая /вертикальная/ рейка переносится в точку опирания второй /горизонтальной/ рейки и последняя устанавливается горизонтально на следующей высоте. Последовательная перестановка реек производится до тех пор,  пока не будет заснята вся высота склона местности или откоса сооружения.

При ватерпасовке сверху вниз сначала укладывается горизонтальная рейка, а затем к ней приставляется вертикальная рейка и т.д.

Запись производится в специальном журнале ватерпасовки. Форма журнала приведена в приложении № 4.

§ 78. Длина и число поперечников, снимаемых для проектирования реконструкции дороги, выбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить правильное решение следующих вопросов:

- мероприятия по реконструкции земляного полотна и дорожной одежды;

- проектирование водоотвода;

- размещение притрассовых резервов;

- устройство дренажей;

- назначение и проектирование съездов, пешеходных и велосипедных дорожек;

- проектирование мероприятий по снегозащите и озеленению дороги и т.п.

§ 79. Для характеристики поперечного уклона существующего покрытия должны быть занивелированы, помимо оси дороги, точки по кромкам покрытия к не менее одной промежуточной точки с каждой его стороны. При реконструкции черных покрытий или мостовых, для подсчета материалов на выравнивание поперечного профиля, точки в пределах покрытия должны быть пронивелированы не реже, чем через 2 м. Крайние точки должны быть взяты в некотором расстоянии от кромок покрытия /0,6-0,8 м/, так как точки на самом краю покрытия могут исказить величины поперечного уклона существующего покрытия. Кроме того, фиксируется отметка кромки проезжей части и обочины у кромки.

При съемке поперечников в тех случаях, когда трасса не совмещена с осью существующего покрытия, должно быть точно обмечало положение оси существующего покрытая по отношению к трассе. На участках совмещения трассы с осью существующего покрытия при нивелировании и вычислении отметок за исходную точку берется ось существующей дороги.

§ 80 В журналах поперечного нивелирования существующих дорог должно быть точно указано местоположение нивелируемых точек на поперечном профиле дороги, указанных на рис. 7.

Рис. 7 Поперечный профиль автомобильной дороги

1, 15, Бровка кювета (резерва)

2, 3, 13, 14, Дно кювета (резерва)

4, 12, Бровка земляного полотна

5, 11, Обочина у края проезжей части

6, 10, Кромка проезжей части

7, 8, 9, Проезжая часть

При съемке поперечных профилей по оси существующих труб нивелируются верх оголовка трубы, лоток /дно/ трубы у входного и выходного отверстий, кромка отмостки у сооружений и места обнаруженных размывов у входа и выхода из сооружений.

§ 81. По существующей дороге в черте городов и поселков городского типа поперечники /с точным линейным промером/ нивелируются до красной линии или линии застройки, с фиксированием бордюров, газонов, лотков, подзоров, тротуаров и т.п. Поперечники снимаются также по оси въездов в домовладения.

Нивелирование уклонов водотоков

§ 82. Нивелирование уклонов рек производится вверх и вниз от оси мостового перехода на необходимое расстояние, в соответствии с действующим "Наставлением по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки" /Главтранспроект, Москва, 1961 г./.

Нивелирование производится по урезан воды, двойное с точностью  мм.

§ 83. Нивелирование уклонов пересекаемых трассой тальвегов производится от оси не менее чем на 200 м вверх и 100 м вниз. Количество промежуточных точек определяется рельефом дна тальвега с таким расчетом, чтобы полностью выразить продольный профиль тальвега.

При уклонах, превышающих 50 ‰, уклон тальвегов можно нивелировать вверх от трассы на 100 м, вниз на 50 м.

При нивелировании уклона у сооружения берутся дополнительные точки в пределах предполагаемой длины трубы и за ее пределами для возможности проектирования подводящего и отводящего русел.

Нивелирование уклонов тальвегов производится с точностью .

Нивелирование при восстановлении трассы

§ 84. При восстановлении трассы перед началом строительных работ производится повторное нивелирование всех точек восстановленной трассы с одновременным нивелированием вынесенных на границу полосы отвода пикетных столбиков /см. "Наставление пикетажисту", § 30, изд. 1957г./.

Все уничтоженные реперы восстанавливаются и добавляются с таким расчетом, чтобы расстояние между ними было не более 1-2 км.

Реперы дополнительно устанавливаются и нивелируются также на больших мостовых переходах, в местах сосредоточенных земляных работ крупных искусственных сооружения, обязательно вне пределов строительных работ.

§ 85. Результаты нивелирования сопоставляются с продольным профилем и ведомостью реперов проектного задания или технического проекта. Ошибки, обнаруженные в нивелировании, произведенном во время предшествующих изысканий /не допустимые невязки на реперах/ актируются, после чего в ведомость реперов: вносятся необходимые поправки

VIII. ЗАПОЛНЕНИЕ ПОЛЕВЫХ ЖУРНАЛОВ

§ 86. Запись отсчетов при нивелировании ведется в полевых, журналах установленной формы.

Титульный этот журнала заполняется перед началом работ. На титульном листе указывается фамилия нивелировщика наименование и адрес проектной организации;

Журналу присваивается порядковый номер для каждого, нивелира (I нив., II нив.) отдельно; все страницы нумеруются, и на последней странице (ниже оглавления) после заполнение журнала делается запись о количестве пронумерованных и заполненных листов.

На каждой странице журнала должны быть указаны:

дата производства работ, фамилия нивелировщика, краткая отметка о состоянии погоды (ветер, сильный ветер, дождь и т.п.).

§ 87. При заполнении журналов следует иметь в виду следующее:

записи ведутся простым черным карандашом средней мягкости;

замеченную при нивелировании ошибочную запись зачеркивают тонкой линией, а правильную запись (взамен ошибочной) делают выше зачеркнутой. Подчистки резинкой записей отсчетов по рейке в журнале и переписка журналов не допускаются;

запись нивелирования вариантов трассы ведется, как правило, в отдельном журнале;

страницы, на которых записаны отсчеты брошенных нивелировочных ходов, зачеркиваются накрест двумя наклонными линиями с надписью "Брошено" с пояснением в графе "Примечания" о причинах их исключения из журнала;

запись нивелирования живых сечение, уклонов рек и тальвегов осуществляется в отдельном, специально предназначенном для этой цели журнале.

Форма журнала технического нивелирования и порядок записей приведены в приложении № 2.

§ 88. В процессе нивелирования трассы и выполнения других нивелировочных ходов оба нивелировщика в поле вычисляют отметки связывающих точек о постраничный подсчетом задних и передних взглядов. Отметки могут вычисляться способом горизонта инструмента, либо способом превышений. Первый способ предпочтительнее, ввиду удобства его для подсчета промежуточных отметок.

§ 89. Обработку журналов нивелирования должны производить сами нивелировщики. Запрещается передоверять другим сотрудникам изыскательской партии:

- подсчет отметок продольного нивелирования;

- составление ведомости невязок и ведомости реперов.

IX. КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА

§ 90. Ежедневно после возвращения с трассы на стоянку I-й нивелировщик сверяет свой полевой журнал с журналами исполнителей других видов изыскательских работ.

С пикетажистом он сверяет плюсовые точки трассы и сообщает ему о дополнительно занивелированных им точках на трассе и о дополнительно поставленных реперах.

§ 91. Оба нивелировщика ежедневно сверяют результаты нивелирования, для чего составляют ведомость невязок связующих точек нивелировочного хода (приложение № 5) и намечают места, подлежащие на следующий день контролю (для случаев недопустимой невязки).

Для наглядности может также составляться график невязок (рис. 8).

Рис. 8 График невязок

--------II – Нивелир для случая нивелирования с точностью

- Репер

._._._._._. – II Нивелир для случая нивелирования с точностью

● - Репер

График невязок составляется по криволинейной зависимости формулы  /или .

После увязки связующих отметок заполняют ведомость высотной увязки реперов /приложение № 6/ и составляют ведомость реперов /приложение № 7/.

§ 92. Обработка нивелировочных журналов с целью получения окончательно увязанных отметок производится в следующем порядке:

После введения в нивелировочные журналы результатов контроля в местах недопустимых расхождений между I и II нивелирами, все связующие отметки в журнале I нивелира пересчитываются, вычисляются промежуточные отметки и по ним составляется продольный профиль.

Для случаев нивелирования участков трассы, опирающихся на репера или марки государственной нивелирной сети, т.е. при нивелировании с повышенной точностью /по формуле /, после пересчета отметок по результатам контроля между обоими нивелирами, I-й нивелировщик производит распределение допустимой невязки между реперами /марками/ пропорционально расстоянию от исходного репера, пересчитывая все отметки трассы /пикеты и плюсы/ для составления по ним продольного профиля.

§ 93. Продольный профиль пройденных участков трассы вычерчивается в сроки, установленные начальником партии /отряда/.

§ 94. Нивелировщик выписывает из журнала отметки трассы /"черные отметки", т.е. отметки земли/ на специально подготовленный лист миллиметровой бумаги, по принятому стандарту, и накалывает в соответствующем масштабе их графическое положение.

§ 95. Число плюсовых точек на профиле должно быть достаточным для выражения всех характерных переломов рельефа местности, нанесения проектной линии и подсчета объемов земляных работ.

При составлении продольного профиля существующей дороги число взятых плюсовых точек должно быть достаточным для полного очертания вертикальных выпуклых и вогнутых кривых.

Отметки на продольный профиль выписываются с точностью до сантиметра.

§ 96. II-й нивелировщик выписывает исходные отметки из журнала I-го нивелира в журнал поперечников и подсчитывает промежуточные отметки. Поперечники вычерчиваются по указанию начальника партии /отряда/.

§ 97. При рабочем проектировании /на предпостроечных изысканиях/ разрешается наносить поправки, обнаруженные при восстановлении трассы, непосредственно на синьку продольного профиля; при большом числе изменений следует составлять рабочий продольный профиль заново.

§ 98. Продольный профиль трассы обычно вычерчивается в масштабах: горизонтальный 1:5000 и вертикальный 1:500.

В горной местности, при большом числе плюсовых точек, а также в населенных пунктах городского типа, продольный профиль составляется в масштабах соответственно 1:2000 и 1:200.

Продольный профиль рекомендуется вычерчивать на отдельных листах миллиметровой бумаги, наклеенной на картон. При горизонтальном масштабе 1:5000 на таком листе размещается участок протяжением 4 км.

§ 99. На всех листах продольного профиля делается надпись о принятой системе отметок - абсолютных или условных. При наличии привязки к реперам или маркам государственной нивелирной сети, для случаев составления профиля в условных отметках, на каждом листе профиля делается указание о переходе к абсолютным отметкам.

§ 100. На стыках участков трассы, изыскиваемых разными партиями, а также в местах примыканий вариантов и при смыкании участков различных точностей нивелирования, отметки пересчету не подлежат и выписываются дробные, т.е. образуется условная "ступенька" /рис. 9/.

Рис. 9 Схема увязки смежных участков трассы
при нивелировании с различной точностью.

Стрелки показывают направление нивелирования. в местах смыкания ходов
образуется разница отметок  «ступенька»:
100,0

101,0

§ 101. Поперечные профили вычерчиваются на миллиметровой бумаге во всех случаях перечисленных выше, обычно в масштабе 1:100. При необходимости может быть принят масштаб 1:50 или 1:200.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1
ПОВЕРКИ НИВЕЛИРОВ

I. Поверки нивелира НТ с перекладной трубой
и уровнем при подставке

а/ Поверка уровня, (ось цилиндрического уровня должна быть перпендикулярна к оси вращения инструмента).

Устанавливают уровень по направлению любых двух подъемных винтов и, вращая эти винты в разные стороны, приводят пузырек уровня на середину. Затем устанавливают уровень по направлению третьего подъемного винта и, вращая последний, приводят пузырек уровня снова на середину.

После этого, повернув верхнюю часть нивелира приблизительно на 180° по отношению к первым двум подъемным винтам, наблюдают не отклонился ли пузырек уровня от середины; в противном случае его возвращают на половину величины смещения, действуя исправительными винтами.

Эти приемы повторяют до тех пор, пока пузырек уровня при вращении инструмента в любую сторону не перестанет сходить с середины.

Поверка уровня производится ежедневно.

б/ Поверка сетки нитей (одна из нитей сетки при установленном по уровню инструменте должна быть горизонтальна).

Нивелир устанавливают по уровню, а трубу наводят на неподвижно поставленную рейку так, чтобы изображение ее находилось на краю поля зрения. Затем инструмент закрепляют зажимным винтом и делают отсчет. Действуя микрометренным винтом, поворачивают трубу так, чтобы изображение рейки прошло через все поле зрения трубы от одного края до другого. Если отсчет все время остается постоянным, то условие выполнено. Если же отсчет будет меняться, то это означает, что сетка нитей имеет наклон.

Положение сетки исправляют, пользуясь фиксирующим винтом при подставке, который касается упора на трубе.

в/ Поверка совпадения визирной и геометрической осей трубы

Наводят точку пересечения нитей на рейку и делают отсчет. Затем поворачивают трубу в лагерах на 180° вокруг ее геометрической оси и делают второй отсчет. Если отсчеты получаются различные, то для исправления визирной оси перемещают сетку нитей ее исправительными винтами на половину величины смещения, устанавливая среднюю нить на средний отсчет.

г/ Поверка равенства подставок

Поверка производится путем взятия отсчета но рейке с последующей перекладкой трубы в лагерах и взятием второго отсчета.

Если второй отсчет отличается от первого, то это указывает на неравенство подставок. Половина разности отсчетов уничтожается исправительными винтами у одной из подставок (за счет ее сжатия или ослабления), после чего поверка повторяется.

д/ Поверка параллельности визирной оси трубы и оси цилиндрического уровня

Поверка производится нивелированием (наблюдением) двух точек с двух различных стоянок инструмента. Сначала инструмент устанавливается точно посередине между наблюдаемыми точками, уровень приводится на середину, после чего производятся отсчеты по задней и передней рейкам и вычисляется превышение.

Превышение (h = a1b1) будет свободно от влияния возможных ошибок в отсчетах по рейкам, так как при одинаковых расстояниях ("плечах") ошибки превышений взаимно компенсируются (рис, 10 а).

Затем инструмент переносится ближе к одной из точек (примерно с соотношением "плеч" 3:1) и вторично производится отсчет по рейкам (рис. 10 б).

Рис. 10 Поверка зрительной трубы

а/. Нивелирование при равных расстояниях
от инструмента до реек.

б/. То же, при неравных расстояниях

A-B - точки наблюдения.

а, a1; b, b1 - отсчеты по рейкам

h - прошение между точками наблюдения

Если ось уровня и визирная ось трубы параллельны, то превышение и при неравных плечах должно быть равно предыдущему.

При непараллельности визирной оси трубы с осью уровня превышения в обоих приемах будут не равны, что объясняется лишь неравенством цапф. Этот дефект может быть исправлен только в мастерской. В производственных условиях влияние неравенства цапф ликвидируется нивелированием точно из середины.

2. Поверка глухого нивелира НГ

а/ Поверка уровня.

Производится так же, как и для нивелира с перекладной трубой.

б/ Поверка сетки нитей

Производится так же, как и для нивелира с перекладной трубой.

Эта поверка может выполняться также путем неведения вертикальной нити сетки на шнур отвеса, повешенного на фоне белой бумаги в защищенном от ветра месте.

Отклонение от вертикали свидетельствует о наклоне сетки. Для исправления поворачивают всю диафрагму с сеткой и поверку повторяют.

в/ Поверка параллельности визирной оси трубы и оси цилиндрического уровня

Выполняется путем двойного нивелирования линии, длиной около 70 м, методом "вперед".

Разность абсолютных значений превышений концов линии, пронивелированной с обеих сторон, является удвоенной ошибкой за наклон визирной оси.

Поправка вычисляется по формуле:

где a1 и а2 - отсчеты по рейке,

b1 и b2 - соответственно высота инструмента, измеряемая (с точностью до 2 мм) рулеткой или рейкой от колышка, забитого под окуляром нивелира.

Если разность в правой части равенства не равна нулю, то это указывает на непараллельность осей, которая уничтожается при помощи исправительных винтов сетки нитей вниз от точки отсчета a1 или а2 при положительном значении δ, или вверх - при отрицательном значении, а затеи с новым (вычисленным) отсчетом совмещают среднюю нить сетки. После этого поверка повторяется.

Эту поверку можно выполнить и другим распространенным приемом "изменения плеч", приведенным в поверке нивелира с перекладной трубой (см. рис. 10 а и 10 б).

Для приведения визирной оси в правильное положение находят среднее превышение из двух определений и передвигают исправительными винтами сетку так, чтобы на дальней рейке при установке нивелира на неравных расстояниях получился отсчет, равный сумме найденного среднего превышения и отсчета по ближней рейке, т.е.

Исправления сетки нитей и наблюдение за получаемым превышением производят до тех пор, пока на рейке не получится правильный вычисленный отсчет.

При исправлении сетки нитей сначала ослабляют шпилькой винты горизонтальной нити, затем вращением винтов в вертикальной нити приводят среднюю горизонтальную нить в положение, когда центр креста нитей совпадет с визирной осью трубы.

3. Поверки глухого нивелира HB-I

а/ Поверка согласованности уровней

Согласование положений цилиндрического и круглого уровней начинают с приведения цилиндрического уровня в положение, перпендикулярное к оси вращения инструмента, по способу, изложенному в поверке нивелира с перекладной трубой, но с той разницей, что вторая половина отклонения пузырька уровня от середины исправляется элевационным винтом.

По окончании установки цилиндрического уровня исправляют круглый уровень, приводя его пузырек на середину исправительными винтами.

б/ Поверка сетки нитей

Выполняется по любому способу, изложенному в поверках нивелира НГ.

Для исправления ослабляют винты, удерживающие пластинку, несущую сетку нитей, и поворачивают ее. Эту операцию следует выполнять осторожно, отпуская средний /правый/ винт постепенно, за насколько раз по 1/4 оборота, и после каждого раза проверяя, насколько изменилось положение сетки.

в/ Поверка параллельности осей трубы и уровня

Проверяется методом двойного нивелирования "вперед", изложенном в поверках глухого нивелира НГ.

Обнаруженная непараллельность исправляется при помощи элевационного винта /у нивелира HB-I сетка не имеет исправительных винтов/, наводя среднюю вить сетки на отсчет по рейке a = a2 - δ, и точно совмещая изображения концов пузырька уровня, действуя его вертикальными исправительными винтами.

4. Поверки нивелира с самоустанавливающейся
линией визирования /типа НСМ-2/

а/ Поверка плавности вращения инструмента вокруг его вертикальной оси и надежности действия наводящего винта

Для проверки вращают установленный на штативе нивелир. При слишком тугом, либо слишком свободном вращении, фрикционное сцепление регулируют винтами, расположенными внутри корпуса нивелира.

б/ Поверка уровней

Вращая нивелир вокруг вертикальной оси, ставят один из двух Т-образно расположенных уровней /по направлению двух подъемных винтов. Действуя подъемными винтами, приводят пузырьки обоих уровней на середину, затем поворачивают трубу на 180°.

В случае отклонения пузырьков от середины, половину отклонения исправляют подъемными винтами, а половину - исправительными винтами при пластинке - основании уровней.

Эту операцию повторяют до тех пор, пока смещение пузырьков уровней, при любом положении инструмента, не будет меньше половины деления.

в/ Проверка действия компенсатора

Приведя нивелир в горизонтальное положение, делают отсчет по рейке, жестко установленной в 10-15 метрах от нивелира. Затем, не отводя глаза от окуляра, делают примерно четверть оборота подъемным винтом, наиболее близко расположенным к направлению визирования. Изображение рейки в поле зрения трубы должно качнуться и снова встать на первоначальный отсчет. Если изображение рейки не качается или не возвращается на первоначальный отсчет при отклонении пузырька уровня от середины в пределах одного деления то это значит, что компенсатор неисправен и требует ремонта в мастерской.

г/ Проверка параллельности визирной оси трубы и плоскости уровней

Эта проверка выполняется так же, как у нивелиров НТ и НГ /см. выше/ - двойным нивелированием из середины методом "изменения плеч", либо нивелированием "вперед" с двух концов одной линии.

Обнаруженная погрешность исправляется перемещением сетки нитей и установкой ее на вычисленный, правильный отсчет.

5. Примечания к поверкам нивелиров

1. При поверках уровня исправления производятся в случаях отклонения пузырька от середины, превышающего одно деление уровня.

2. При всех поверках выполняемых отсчетами по рейке, последняя ставится от нивелира примерно на расстояние 70 м, и исправления производятся в случаях разницы отсчетов или превышений более 5 мм.

3. Для облегчения и ускорения поверок рекомендуется производить их на заранее подготовленном базисе - линии, длиной около 70 м, закрепленной на концах кольями, превышение которых одного над другим определено с ошибкой, не превышающей ±4 мм.

Приложение № 2

Минтрансстрой СССР

Главтранспроект
Союздорпроект

_____________филиал

Трасса_____________

Участок____________

партия № __________

ЖУРНАЛ № 1
ТЕХНИЧЕСКОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ

Начат 15 июня - 1961г.

Окончен 28 июня 1961г.

Инструмент: Глухой НГ № 1184

Техник – Петров

Начальник изыскательской партии - Ермилов

Нашедшего журнал просьба отослать по следующему адресу: Москва, Софийская наб. 34 "Союздорпроект"

Наблюдал Петров 17/VI-1961 г.

Пикет и плюс

Отсчеты по рейке

Читанные

Средние

Задний

Промежуточный

Передний

Задний

Передний

Рп № 1

1908

 

 

 

 

пк 0

 

0860

 

 

 

+14

 

0450

 

 

 

+60

 

2,840

 

 

 

+89

 

2580

 

 

 

+91

 

2390

 

 

 

+93

 

1870

 

 

 

+99

 

1735

 

 

 

пк 1

 

1610

 

 

 

+8

 

2070

 

 

 

+10

 

2010

 

 

 

пк 1+I7

0034

 

1950

 

 

+62

 

1965

 

 

 

пк 2

0613

 

2562

 

 

+33

 

1120

 

 

 

+34

 

0860

 

 

 

+40

 

0890

 

 

 

+42

 

1370

 

 

 

+80

 

1930

 

 

 

+86

 

1645

 

 

 

пк 3

 

 

1708

 

 

 

2555

-3665

6220

 

 

Примечание: Записи отсчетов с точностью до 1 мм ведутся или при привязке к реперам и маркам государств ведутся с точностью до 1 см.

Вычислял 17/VI-1961 г.

Превышения.

Горизонт инструмента, м

Отметки м

Исправленные отметки, м

Увязанные отметки, м

Примечание

+

-

 

 

229,296

 

 

227,388

РП I на
пк 0 + 30 вправо 25 м

 

 

 

 

 

228,436

 

 

 

 

 

 

228,846

 

 

 

 

 

 

226,456

 

 

 

 

 

 

226,716

 

 

 

 

 

 

226,906

 

 

 

 

 

 

227,426

 

 

 

 

 

 

227,561

 

 

 

 

 

 

227,686

 

 

 

 

 

 

227,216

 

 

 

 

 

 

227,286

 

 

42

227,380

 

 

227,346

 

 

 

 

 

 

225,415

 

 

2528

225,431

 

 

224,818

 

 

 

 

 

 

224,311

 

 

 

 

 

 

224,571

 

 

 

 

 

 

224,541

 

 

 

 

 

 

224,061

 

 

 

 

 

 

223,501

 

 

 

 

 

 

223,786

 

 

1095

 

 

 

223,723

 

 

-3665

 

 

 

-3,665

 

при нивелировании участков трассы с повышенной точностью венной опорной сети. В остальных случаях записи отсчетов

Оглавление

Титульный лист

1

Нивелировка трассы с пк 0 по пк 127

2-35

Всего в журнале 100 стр., из них заполнено 35 стр.

 

30/VI -1961г.

Подпись

/Петров/

Приложение № 3

Минтрансстрой СССР

Главтранспроект
Союздорпроект

_____________филиал

Трасса_____________

Участок____________

партия № __________

ЖУРНАЛ № 2
ПОПЕРЕЧНОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ

Начат 20/VI-1961г.

Окончен 23/VII-1961г.

Техник – Жуков

Начальник изыскательской партии - Ермилов

Нашедшего журнал просьба отослать по следующему адресу: Москва, Софийская наб. 34 "Союздорпроект"

20/VI-1961 г. Наблюдал Жуков

20/VI-1961 г. Вычислял Баранова

 

пк,+ и расстояние, от трассы, м

Отсчеты по рейке

Горизонт визирования, м

Отметка, м

Примечание

Влево

Вправо

Задний

Передний промежуточный

1

2

3

4

5

6

7

 

Поперечник на пк 332

 

 

 

 

пк 332

 

105

 

391,55

390,50

 

 

10

 

 

227

 

389,28

 

 

20

 

 

254

 

389,01

 

 

 

10

 

160

 

389,95

 

 

 

20

 

116

 

390,39

Линия ограды

 

Поперечник на пк 332 + 80

 

 

 

 

пк 332 + 80

 

188

 

 

385,52

 

 

 

 

 

 

 

397,35

 

 

5

 

 

217

 

395,18

 

 

8

 

 

262

 

394,73

 

 

14

 

 

264

 

394,71

 

 

20

 

 

306

 

394,29

 

 

 

5

 

207

 

395,28

 

 

 

7

 

257

 

394,78

 

 

 

10

 

155

 

395,80

Линии связи

 

 

25

 

102

 

396,33

Линия ограждения

 

Поперечник на пк 333

 

 

 

 

пк 333

 

111

 

394,89

393,78

 

 

10

 

 

125

 

393,64

 

 

20

 

 

120

 

393,69

 

 

пк 333

 

360

 

397,38

393,78

Косогор

 

 

10

 

221

 

395,17

 

 

 

20

 

022

 

397,16

 

 

Оглавление

Титульный лист

1

Нивелировка трассы с пк 265 по пк 538

2-85

Всего в журнале 100 стр., из них заполнено 85 стр.

 

23/VI -1961г.

Подпись

/Жуков/

Приложение № 4

Союздорпроект

_____________филиал

Трасса_____________

Участок____________

партия № __________

ЖУРНАЛ № …
ВАТЕРПАСОВКИ

Начат  ____________

Окончен __________

Техник ________________________________

Начальник изыскательской партии ________

Нашедшего журнал просьба отослать по следующему адресу:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7/VII-1961 г. Ватерпасовку производил Иванов

пк 73 + 00

Отметка 110,00

Лево

Право

Расстояния

+

-

Превышения

Отметка

Расстояния

+

-

Превышения

Отметка

2

+

1,10

111,10

2

-

1,05

108,95

2

+

1,00

112,10

2

-

1,15

107,80

2

+

0,90

113,00

2

-

1,30

106,50

2

+

0,80

113,80

2

-

1,30

105,20

2

+

1,00

114,80

2

-

1,50

103,70

2

+

1,00

115,80

2

-

1,10

102,60

2

+

1,50

117,30

2

-

1,10

101,50

2

+

1,70

119,00

2

-

1,10

100,40

2

+

1,30

120,30

2

-

1,05

99,35

Оглавление

Титульный лист

1

Нивелировка трассы с пк 70 по пк 115

2-23

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Всего в журнале 100 стр., из них заполнено 58 стр.

 

14/VI -1961г.

______________

подпись

Приложение № 5

СОЮЗДОРПРОЕКТ

____________филиал

Автомобильная дорога ___________________

Участок _______________________________

ВЕДОМОСТЬ
невязок между связующими точками нивелировочного хода

№№ связующих точек

Неисправленные отметки

Разница отметок I и II нивелиров

Превышения

По какому нивелиру принято превышение

исправленные отметки

Примечание

 

по I нив.

±

по II нив.

±

По контролю

±

I нив.

II нив.

I нив.

II нив.

 

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Рп 1485

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пк 85

85,730

85,730

0

 

 

 

 

85,730

 

85,730

 

пк 86

85,320

85,326

+6

 

 

 

 

85,320

85,326

 

 

пк 87

85,352

85,362

+10

 

 

 

 

85,352

35,362

 

 

пк 88

35,067

85,082

+15

 

 

 

 

85,067

35,082

 

 

пк 89

85,300

85,309

+9

 

 

 

 

85,300

85,309

 

 

 

 

 

 

+455

+445

+445

II

 

 

 

 

пк 90

84,845

84,863

+18

 

 

 

 

84,855

84,863

 

 

пк 91

53,720

83,735

+15

 

 

 

 

83,730

83,735

 

 

пк 92

82,998

83,018

+20

 

 

 

 

83,008

83,018

 

 

пк 93

82,593

82,614

+21

 

 

 

 

82,603

82,614

 

 

пк 94

82,529

82,557

+28

 

 

 

 

82,539

82,557

 

 

 

 

 

 

+890

+879

+891

1

 

 

 

 

пк 95

83,419

83,436

+17

 

 

 

 

83,429

88,447

 

 

пк 96

84,019

84,039

+20

 

 

 

 

83,029

84,050

 

 

пк 97

85,185

85,200

+15

 

 

 

 

85,195

85,211

 

 

пк 98

86,235

86,248

+13

 

 

 

 

86,245

86,259

 

 

 

 

 

 

+1252

+1242

+1247

К

 

 

 

 

пк 99

87,487

87,490

+3

 

 

 

 

87,492

87,506

 

 

Составил: ___________________/____________/

Проверил: __________________/____________/

Начальник партии: __________/____________/

Приложение № 6

СОЮЗДОРПРОЕКТ

____________филиал

Автомобильная дорога ___________________

Участок _______________________________

ВЕДОМОСТЬ
Высотной увязки реперов

№№ реперов

Привязка к трассе

Расстояние от реперов трассы до реперов или марок Государст-
венной нивелирной сети км

Отметки I нивелира

Расхождение отметок /невязка/

Окончательные отметки

Примечание

пк

плюс

допускаемая по ф-ле

распределение фактич. невязки ±, мм

Фактическая ± мм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Pп 2185 право 0,5 км

0

00

 

228, 598 /абсолютная

-

-

228, 598

Отметки абсолютные относительно уровня Балтийского моря

I

0

00

0,5

228, 366

-

+6

228, 372

2

11

00

1,6

228,775

 

+21

228, 796

Невязка, приходящаяся на 1 км

3

21

00

2,6

228,880

 

+34

228, 914

4

31

00

3,6

229,099

 

+47

229,146

 

31

50

7,65

228,844

113

-100

+100

228,944

 

 

 

 

228,944

/абсолютная/

 

 

 

 

Марка 2602 право 4 км 5

 

 

 

 

 

 

 

 

5

42

00

5,05

229,990

 

+49

230,039

 

6

54

30

6,28

231,879

 

+60

231,939

7

70

00

7,88

243,110

 

+76

243,186

8

90

00

9,88

242,540

 

+96

242,636

 

Марка 2604 право 0,2 км

100

30

11,08

242,008

242,115

/абсолютная/

133

-107

+107

242,115

 

Составил: ___________________/____________/

Проверил: __________________/____________/

Начальник партии: __________/____________/

Приложение № 7

СОЮЗДОРПРОЕКТ

____________филиал

Автомобильная дорога ___________________

Участок _______________________________

ВЕДОМОСТЬ РЕПЕРОВ

Проектный километр

Расположение репера /пикет - и плюс/

№ репера или марки

Отметка репера, /абсолютная или условная/

Расстояние репера от трассы в метрах по ходу километража

Род репера: марка, пень, вкопанный столб, цоколь здания и т.п. /в некоторых случаях - эскиз/

Примечание

Влево

Вправо

 

0+00

1

228,598

-

12,0

 

Отметки абсолютные относительно уровня Балтийского моря

 

2+80

Марка 2602

228,944

-

36,0

4

39+40

2

242,540

18,0

 

 

 

Составил: ___________________/____________/

Проверил: __________________/____________/

Начальник партии: __________/____________/