Нарушения правил охраны труда и промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов

Н.А. Шишков,

эксперт по подъемным сооружениям Ростехнадзора

Практика эксплуатации автомобильных кранов показывает, что аварии при их работе и несчастные случаи происходят там, где не соблюдаются федеральные законы РФ, правила и другие нормативные документы по охране труда и промышленной безопасности, не организован или неудовлетворительно осуществляется производственный контроль за соблюдением требований безопасности при работе кранов на опасных производственных объектах.

Аварийные ситуации возникают по причине неисправности или отказов механизмов и приборов безопасности, разрушений деталей и металлоконструкций, а также в результате нарушения инструкций по охране труда персоналом, обслуживающим краны, несоблюдения нормативных или эксплуатационных документов.

ПРОИСШЕСТВИЕ

В ОАО "Пензаводмелиорация" 16 февраля 2006 г. для погрузки и перевозки частей разобранного экскаватора ЭО10011 из карьера по разработке глины для кирпичного завода были привлечены автомобильный кран КС-3577-3 (грузоподъемностью 14 т) и автомашина КамАЗ с полуприцепом. Основные части разобранного экскаватора - ходовая часть, лебедочная муфта, стрела с ковшом, узел подъема экскаватора и другие детали - находились на площадке карьера. Автомобильный кран КС-3577-3 был установлен рядом с разобранным экскаватором таким образом, что при зацепке (строповке) груза платформа крана должна поворачиваться относительно продольной оси крана примерно на 90° влево.

Машинист автокрана С., осмотрев груз и место производства работ, несмотря на отсутствие схемы строповки, попросил находившихся рядом газорезчиков помочь застропить части экскаватора для погрузки, так как стропальщика не было. После погрузки одного узла в полуприцеп КамАЗа газорезчики застропили лебедочную муфту экскаватора (массой 8,3 т). При данной грузовой характеристике перегруза автокрана не было. Уверенный в исправном состоянии крана и в том, что в зоне действия крана нет людей, но не убедившись в этом, машинист крана приступил к подъему груза.

Во время подъема лебедочной муфты экскаватора произошел излом по всему периметру неподвижной секции стрелы коробчатого типа на расстоянии 400 мм от оси крепления, при этом стрела стала падать с разворотом в левую сторону на 45° в сторону кабины автокрана. В соединении поворотной платформы крана и проушины штока гидроцилиндра подъема стрелы образовался сплошной разрыв. Вследствие разворота стрелы зона ее возможного падения увеличилась.

Услышав треск и увидев падение стрелы, находившиеся на месте погрузочных работ рабочие побежали в сторону от падающей стрелы. Но ее оголовок задел газорезчика Н., находившегося возле газорезательного оборудования, и травмировал его. При падении стрела также деформировала кабину машиниста автокрана (рисунок). На прибывшем автомобиле скорой помощи пострадавший Н. был доставлен в Сердобскую центральную районную больницу, где от полученных травм скончался.

В ходе расследования несчастного случая на производстве установлено, что автомобильный кран КС-3577-3 изготовлен в 1990 г. на Ивановском крановом заводе. Владелец автокрана - ООО "Мелиоводстрой", в соответствии с договором аренды кран арендован Сердобским филиалом ОАО "Пензаводмелиорация". Кран в Управлении Ростехнадзора по Пензенской области не зарегистрирован. Технический паспорт автокрана отсутствует. Автомобильный кран отработал нормативный срок службы - 13 лет. Экспертное обследование (диагностирование), включая полное техническое освидетельствование, специализированной организацией не проводилось.

Место аварии автомобильного крана КС-3577-3

В соответствии с заключением экспертизы ООО Пензенского регионального научно-технического центра по сварочному производству и промышленной безопасности ООО "НТЦ Сура" разрушению стрелы крана КС-3577-3 предшествовала длительная эксплуатация, в процессе которой на ней образовались трещины. Ремонтные работы по устранению дефектов проводились с многочисленными нарушениями правил:

- не проведены все необходимые и предписанные правилами операции по устранению трещин;

- технология выполнения сварочных работ была грубо нарушена;

- для ремонта металлоконструкций был выбран материал, не удовлетворяющий требованиям прочности и не рекомендованный к использованию в ответственных сварных конструкциях грузоподъемных кранов и эксплуатации в данной климатической зоне и др.

Расследованием аварии также установлено, что в ОАО "Пензаводмелиорация" отсутствует производственный контроль за соблюдением требований безопасности на опасном производственном объекте:

- допущена эксплуатация автомобильного крана, отработавшего нормативный срок службы, не зарегистрированного в территориальных органах Ростехнадзора;

- неудовлетворительная организация производства погрузочных работ, выразившаяся в нахождении людей в опасной зоне работы крана;

- на участке работ крана отсутствуют технические карты погрузки деталей экскаватора на автомашину и схемы строповки груза;

- к строповке груза допущены не подготовленные в качестве стропальщиков и не обученные по охране труда рабочие-газорезчики;

- на участке производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. Нарушены требования следующих законодательных и нормативных правовых актов.

Нормативные требования охраны труда

Фактическое состояние

1

2

Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. от 08.05.05)

Статья 11. Организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ

В эксплуатирующей организации положение о производственном контроле не разработано, производственный контроль не осуществлялся

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 263 (в ред. постановления Правительства РФ от 01.02.05 № 49)

7. Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля

Служба производственного контроля в эксплуатирующей организации не назначена

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99. № 98

9.1.2. Регистрации в органах Госгортехнадзора до пуска в работу подлежат краны всех типов, перечисленные в п. 1.3 настоящих Правил.

Кран в Управлении Ростехнадзора по Пензенской области не зарегистрирован.

9.2.3. Разрешение на пуск крана в работу после его регистрации выдается инспектором Госгортехнадзора на основании результатов полного технического освидетельствования, проведенного владельцем крана.

Инспектор Госгортехнадзора разрешение на пуск крана в работу не выдавал.

9.3.21. Краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию), включая полное техническое освидетельствование, проводимому специализированными организациями в соответствии с нормативными документами. Результаты обследования должны заноситься в паспорт крана инженерно-техническим работником, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии.

Владелец крана экспертное обследование (диагностирование), включая полное техническое освидетельствование, специализированной организацией не проводил. Паспорт крана отсутствует.

9.4.2. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

Эксплуатирующая организация ОАО "Пензаводмелиорация" не обеспечила содержания грузоподъемного крана в исправном состоянии.

В этих целях должны быть:

Специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, не назначены.

а) назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;

е) обеспечено выполнение ответственными специалистами настоящих Правил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций. Должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала должны быть составлены на основании типовых инструкций, утвержденных Госгортехнадзором России.

В организации не обеспечено выполнение обслуживающим персоналом производственных инструкций.

9.4.11. Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана должны назначаться стропальщики.

На площадке производства работ отсутствовал стропальщик.

9.5.13. Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:

а) разработать и выдать на месте ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты

Эксплуатирующей организацией не разработана технология (технологическая карта) погрузки и разгрузки транспортных средств

Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных) РД 10-74-94, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 02.08.94 № 46, с изм. № 1 [РДИ 10-426(74)-01], утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.12.01 № 60

2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана.

Крановщик перед началом работы не убедился в исправности металлоконструкций.

3.5. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном, крановщик обязан убедиться в том, что его помощник и стажер находятся в безопасных местах, в зоне работы крана нет посторонних людей.

Перед подъемом очередного узла крановщик не убедился в том, что в зоне работы крана нет посторонних людей.

3.24. При производстве работ крановщику запрещается: допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм.

Крановщик сам привлек к строповке груза лиц, не имеющих прав стропальщика.

В этих случаях крановщик должен прекратить работу краном и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами

На участке производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами

Выводы

Авария автомобильного крана КС-3577-3 стала возможной по причине несоблюдения руководителями, специалистами и обслуживающим кран персоналом ОАО "Пензаводмелиорация" Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ, правил, инструкций и других нормативных документов по охране труда и промышленной безопасности.

1. В ОАО "Пензаводмелиорация" не было разработано положение о производственном контроле, не назначена служба производственного контроля, производственный контроль не проводился.

2. Допущена эксплуатация грузоподъемного крана, незарегистрированного в территориальных органах Госгортехнадзора, отработавшего нормативный срок службы, без проведения экспертного обследования специализированной организацией и получения разрешения на пуск его в работу от территориальных органов Госгортехнадзора.

3. Эксплуатирующая организация ОАО "Пензаводмелиорация" не обеспечила содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии. Ремонтные работы по устранению дефектов (трещин) в конструкции стрелы крана, образовавшихся в процессе длительной эксплуатации, проводились с нарушениями технологии сварочных работ. Для ремонта металлоконструкций был выбран материал, не удовлетворяющий требованиям прочности и не рекомендованный к использованию в ответственных сварных конструкциях грузоподъемных кранов и эксплуатации в данной климатической зоне.

4. На участке производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, в результате чего были допущены нарушения обслуживающим персоналом (крановщиком) Типовой инструкции РД 10-74-94. Для производства работ по погрузке узлов разобранного экскаватора на автомашину не назначены стропальщики,

При отсутствии стропальщика крановщик должен прекратить работу, но вместо этого он сам привлек к строповке груза лиц, не имеющих прав стропальщика.

(Журнал «Справочник специалиста по охране труда» № 3 2007 г.)