Постановление Правительства РФ от 19 июля 2007 г. N 456

Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов

(с изменениями от 22 апреля 2009 г.)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, осуществляющим деятельность по производству, использованию, хранению, утилизации, транспортировке или перевозке ядерных материалов либо изделий на их основе, а также по проектированию, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, в целях обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов до 1 января 2008 г. привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. N 264 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1317);

пункт 10 изменений и дополнений, вносимых в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 866 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст. 3910);

пункт 11 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 476 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3270).

 

Председатель Правительства Российской Федерации                                М. Фрадков

 

Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов

 

I. Общие положения

II. Государственная система физической защиты

III. Организация и осуществление физической защиты на ядерном объекте

IV. Основные требования к организации физической защиты ядерных материалов, ядерных установок при перевозке и транспортировании

V. Государственный надзор, ведомственный и объектовый контроль за физической защитой

VI. Уведомление о несанкционированных действиях

Приложение N 1 Категории ядерных материалов

Приложение N 2 Категории последствий несанкционированных действий в отношении предметов физической защиты

Приложение N 3 Требования к размещению предметов физической защиты на ядерном объекте

 

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и с учетом международных обязательств Российской Федерации и рекомендаций МАГАТЭ по физической защите ядерных материалов и ядерных установок, устанавливают требования по организации и обеспечению физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - физическая защита) на территории Российской Федерации, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами, осуществляющими деятельность по производству, использованию, хранению, утилизации, перевозке (транспортированию) ядерных материалов, проектированию, сооружению, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, независимо от организационно-правовой формы и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление и координацию в указанной сфере деятельности или обеспечивающими такую деятельность, а также осуществляющими надзор за этой деятельностью.

Требования по физической защите радиационных источников, радиоактивных веществ и пунктов их хранения определяются иными нормативными актами, не противоречащими настоящим Правилам.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

"анализ уязвимости" - организованный руководством ядерного объекта процесс выявления уязвимых мест, определения угроз, вероятных способов их осуществления и моделей нарушителей;

"внешний нарушитель" - нарушитель из числа лиц, не имеющих права доступа в охраняемые зоны;

"внешняя угроза" - угроза, исходящая от внешнего нарушителя;

"внутренний нарушитель" - нарушитель из числа лиц, имеющих право доступа без сопровождения в охраняемые зоны;

"внутренняя зона" - зона, расположенная в защищенной зоне, доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением;

"внутренняя угроза" - угроза, исходящая от внутреннего нарушителя;

"диверсия" - преднамеренное действие в отношении ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения или транспортных средств, перевозящих ядерные материалы или ядерные установки, способное привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды;

"допуск" - оформленное в установленном порядке право граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, либо оформленное в установленном порядке разрешение на проведение на ядерном объекте работ с использованием таких сведений;

"доступ" - проход (проезд) в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения (может быть санкционированным и несанкционированным);

"защищенная зона" - территория ядерного объекта, доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением;

"зона ограниченного доступа" - зона, не содержащая ядерных материалов I - III категорий и уязвимых мест ядерных установок, доступ в которую ограничивается и контролируется;

"контрольно-пропускной пункт (пост)" - специально оборудованное место для осуществления контроля и управления проходом людей и проездом транспортных средств в порядке, установленном пропускным режимом;

"модель нарушителей" - совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий нарушителей, их мотивации и преследуемых ими целях, которые используются при выработке требований к системе физической защиты и оценке ее эффективности;

"нарушитель" - лицо, совершившее или пытающееся совершить несанкционированное действие, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом;

"нейтрализация нарушителя" - применение системы физической защиты по отношению к нарушителю, в результате чего он лишается возможности продолжать несанкционированные действия;

"несанкционированное действие" - совершение или попытка совершения диверсии, хищения ядерных материалов, ядерных установок, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты;

"особо важная зона" - зона, расположенная во внутренней зоне, доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением;

"охраняемая зона" - защищенная, внутренняя или особо важная зона;

"оценка ситуации" - определение причин подачи сигнала тревоги средством обнаружения;

"перевозка ядерного материала" - перемещение ядерного материала транспортными средствами перевозчика, отправителя или получателя от пункта отправления (железнодорожной станции, порта, аэропорта) до пункта назначения (железнодорожной станции, порта, аэропорта), осуществляемое на основе договора перевозки, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"периметр охраняемой зоны" - граница охраняемой зоны, оборудованная инженерно-техническими средствами физической защиты и контрольно-пропускными пунктами (постами);

"персонал физической защиты" - лица, в должностные обязанности которых входит выполнение функций по осуществлению физической защиты на ядерном объекте и при перевозке или транспортировании ядерных материалов, ядерных установок;

"правило 2 лиц" - принцип групповой работы, основанный на требовании одновременного присутствия на одном рабочем месте не менее 2 человек, обладающих соответствующими полномочиями, для снижения возможности несанкционированных действий;

"предмет физической защиты" - ядерный материал, уязвимые места ядерной установки или пункта хранения;

"пропускной режим" - совокупность организационных и технических мероприятий, установленных правил, направленных на недопущение бесконтрольного прохода людей и проезда транспортных средств, а также перемещения предметов, материалов и документов через контрольно-пропускные пункты (посты) в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения и обратно;

"противотаранное устройство" - заграждение, предназначенное для принудительной остановки транспортного средства;

"пункт хранения" - не относящиеся к ядерной установке стационарный объект или сооружение, предназначенные для хранения ядерных материалов, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

"пункт управления системы физической защиты" - специально оборудованное помещение (место), которое оснащено инженерно-техническими средствами и из которого специально назначенный персонал физической защиты в полном объеме или частично осуществляет управление инженерно-техническими средствами физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях;

"сертификат-разрешение" - оформленное в установленном порядке разрешение на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта, перевозку или транспортирование конкретного вида ядерных материалов, ядерных установок;

"система охранной сигнализации" - совокупность средств обнаружения, тревожно-вызывной сигнализации, системы сбора, отображения и обработки информации;

"служба безопасности" - структурное подразделение ядерного объекта, предназначенное для организации и контроля за выполнением мероприятий по осуществлению физической защиты, а также для выполнения других специальных функций;

"средство обнаружения" - устройство, предназначенное для автоматической подачи сигнала тревоги в случае несанкционированного действия;

"транспортирование ядерного материала" - перемещение ядерного материала, включая использование различных транспортных средств и его перегрузку, начиная с его отправления с ядерной установки (пункта хранения ядерных материалов) отправителя и заканчивая прибытием на ядерную установку (пункт хранения ядерных материалов) получателя;

"транспортирование ядерного материала в международном сообщении" - перемещение ядерного материала любыми транспортными средствами, которые направляются за пределы территории государства, откуда происходит груз, начиная с его отправления с ядерной установки отправителя в этом государстве и заканчивая прибытием на ядерную установку получателя в государстве конечного назначения, включая перемещение по территории третьих государств;

"тревожно-вызывная сигнализация" - система экстренного вызова подразделений охраны;

"угроза" - совокупность условий и факторов, создающих возможность совершения хищения ядерного материала или ядерной установки либо диверсии;

"уязвимые места" - места использования или хранения ядерных материалов, а также отдельные элементы систем, оборудования, устройств ядерной установки или пункта хранения, действия в отношении которых могут привести к аварийной ситуации, или создать угрозу здоровью либо жизни людей в результате воздействия радиации, или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды;

"физическая защита" - деятельность в области использования атомной энергии, осуществляемая в целях предотвращения диверсий и хищений в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения;

"физический барьер" - физическое препятствие, создающее задержку проникновению нарушителя в охраняемые зоны, к уязвимым местам или к ядерным материалам;

"ядерная установка" - сооружение или комплекс с ядерным реактором (суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства); сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическим или подкритическим стендом; сооружение, комплекс, полигон, установка и устройство с ядерным зарядом; другое содержащее ядерный материал сооружение, комплекс, установка и устройство для производства, использования, переработки, перевозки (транспортирования) ядерных материалов;

"ядерный материал" - материал (изделие), содержащий или способный воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

"ядерный объект" - предприятие (организация, воинская часть), на территории которого используется или хранится ядерный материал либо размещается и (или) эксплуатируется ядерная установка или пункт хранения.

3. Деятельность в области использования атомной энергии без обеспечения физической защиты в соответствии с настоящими Правилами запрещается.

За нарушение настоящих Правил руководители ядерных объектов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Государственная система физической защиты

4. Система физической защиты представляет собой единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер для осуществления физической защиты. В состав государственной системы физической защиты входят:

a) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление (координацию) деятельностью ядерных объектов;

б) федеральные органы исполнительной власти, участвующие в создании, совершенствовании, осуществлении и обеспечении физической защиты;

в) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за физической защитой;

г) ядерные объекты.

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в обеспечении физической защиты в соответствии с их компетенцией.

6. В рамках государственной системы физической защиты федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:

а) обеспечивают выполнение международных обязательств в соответствии с Конвенцией о физической защите ядерного материала, а также межправительственными и межведомственными соглашениями;

б) организуют и координируют работу по физической защите на соответствующих ядерных объектах;

в) организуют совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти перевозку или транспортирование ядерных материалов, ядерных установок и обеспечивают их физическую защиту;

г) разрабатывают и утверждают нормативные акты по вопросам обеспечения физической защиты, соответствующие требованиям настоящих Правил и других нормативных правовых актов в этой области;

д) участвуют в разработке федеральных норм и правил в области физической защиты;

е) участвуют в разработке (разрабатывают) перечня основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей (далее - перечень угроз);

ж) принимают решение о признании ядерных объектов пригодными для осуществления обращения с ядерными материалами, эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения и возможности выполнения ими самостоятельно либо с привлечением других организаций деятельности по созданию, совершенствованию и функционированию системы физической защиты;

з) разрабатывают отраслевые научно-технические программы и планы работ по обеспечению физической защиты;

и) принимают меры по защите информации об организации и функционировании системы физической защиты;

к) оказывают содействие органам следствия в раскрытии преступлений, связанных с совершением несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения;

л) осуществляют финансирование работ по физической защите;

м) осуществляют международное сотрудничество в области физической защиты;

н) осуществляют контроль за организацией и состоянием физической защиты на ядерных объектах;

о) определяют порядок создания и совершенствования системы физической защиты в соответствии с настоящими Правилами.

7. Федеральное агентство по атомной энергии в пределах своих полномочий:

а) координирует работу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление (координацию) деятельностью ядерных объектов при решении задач физической защиты;

б) выполняет функции центрального государственного органа и пункта связи в соответствии с Конвенцией о физической защите ядерного материала и национального компетентного органа по выполнению обязательств Российской Федерации в рамках МАГАТЭ и других международных организаций;

в) обеспечивает силами ведомственной охраны охрану подведомственных ядерных объектов, ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения, а также сопровождение ядерных материалов при их перевозке и транспортировании;

г) определяет порядок выдачи сертификатов на технические средства, используемые в системе физической защиты.

8. Министерство обороны Российской Федерации в пределах своих полномочий:

а) обеспечивает охрану подведомственных ядерных объектов, а также охрану и сопровождение ядерных материалов, ядерных установок при их перевозке или транспортировании, за исключением отработавшего ядерного топлива;

б) участвует в обеспечении охраны в чрезвычайных ситуациях ядерных объектов, подведомственных другим федеральным органам исполнительной власти;

в) осуществляет государственный надзор за физической защитой на ядерных объектах, выполняющих заказы в интересах обеспечения обороны Российской Федерации (федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному агентству по атомной энергии, Федеральному агентству по промышленности, Федеральному агентству по науке и инновациям, и организациях негосударственной формы собственности);

г) разрабатывает и утверждает в установленном порядке по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты по вопросам обеспечения охраны на подведомственных ядерных объектах, а также при транспортировании ядерных установок и ядерных материалов, находящихся в обращении у подведомственных ядерных объектов;

д) осуществляет мероприятия по предупреждению и пресечению диверсий, хищений ядерных установок, ядерных материалов и незаконного оборота ядерных материалов.

9. Министерство внутренних дел Российской Федерации в пределах своих полномочий:

а) обеспечивает охрану ядерных объектов, определяемых Правительством Российской Федерации, охрану и сопровождение ядерных материалов, ядерных установок при их перевозке и транспортировании;

б) организует и осуществляет оперативно-разыскную деятельность по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений в форме диверсий, хищений ядерных материалов, ядерных установок и незаконного оборота ядерных материалов.

10. Федеральная служба безопасности Российской Федерации в пределах своих полномочий:

а) осуществляет мероприятия по проверке лиц для оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в целях определения возможности выполнения ими работ с ядерными материалами, работ на ядерных установках и в пунктах хранения;

б) проводит оперативно-разыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в форме диверсий, хищений ядерных материалов, ядерных установок и незаконного оборота ядерных материалов;

в) участвует в обеспечении безопасных перевозки и транспортировании ядерных материалов, ядерных установок и физической защиты на ядерных объектах в режиме повседневной деятельности (далее -штатная ситуация) и в чрезвычайных ситуациях;

г) участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения физической защиты.

11. Министерство транспорта Российской Федерации в пределах своих полномочий:

а) осуществляет государственное регулирование в области специальных перевозок;

б) взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в области физической защиты при осуществлении специальных перевозок;

в) участвует в подготовке соглашений, регулирующих специальные перевозки в международном железнодорожном сообщении.

12. Федеральное агентство железнодорожного транспорта в пределах своих полномочий:

а) осуществляет разработку ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих специальные перевозки;

б) согласовывает тактико-технические требования и технические задания на проектирование специального подвижного состава и других технических средств (за исключением транспортных упаковочных комплектов) для специальных перевозок.

13. Федеральное агентство морского и речного транспорта в пределах своих полномочий:

а) обеспечивает физическую защиту ядерных материалов, ядерных установок на подведомственных ядерных объектах и в организациях, координацию и регулирование деятельности которых оно осуществляет, а также при перевозке и транспортировании ядерных материалов, ядерных установок водным транспортом;

б) участвует по поручению Министерства транспорта Российской Федерации в разработке нормативных правовых актов по вопросам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок на подведомственных объектах и в организациях, координацию и регулирование деятельности которых оно осуществляет, а также при перевозке и транспортировании ядерных материалов, ядерных установок;

в) обеспечивает соблюдение международных и российских требований в области перевозки и транспортирования ядерных материалов морским и внутренним водным транспортом.

14. Федеральная таможенная служба в пределах своих полномочий обеспечивает:

а) в первоочередном порядке таможенное оформление ядерных материалов, ядерных установок при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации;

б) проведение организационных и технических мероприятий, направленных на пресечение незаконного перемещения ядерных материалов, ядерных установок через таможенную границу Российской Федерации;

в) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти физическую защиту ядерных материалов, ядерных установок, выявленных при пресечении их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 настоящие Правила дополнены пунктом 14.1

14.1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах своих полномочий выполняет функции органа государственного регулирования в сфере безопасности использования атомной энергии и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере безопасности при использовании атомной энергии, в том числе по вопросам физической защиты.

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в пункт 15 настоящих Правил внесены изменения

15. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своих полномочий:

а) выполняет в пределах своих полномочий функции органа государственного регулирования в сфере безопасности при использовании атомной энергии;

б) осуществляет государственный надзор и контроль за физической защитой на поднадзорных ядерных объектах;

в) утратил силу;

г) формирует условия действия лицензий в области использования атомной энергии в части, относящейся к физической защите;

д) принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

16. Ядерные объекты в пределах своих полномочий:

а) создают систему физической защиты;

б) обеспечивают функционирование системы физической защиты;

в) разрабатывают предложения по совершенствованию системы физической защиты;

г) привлекают при необходимости специализированные организации для решения задач физической защиты;

д) взаимодействуют с органами внутренних дел Российской Федерации и органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации в указанной сфере деятельности.

17. Создание, совершенствование и функционирование системы физической защиты на ядерном объекте обеспечивается руководством ядерного объекта. На ядерных объектах, охраняемых внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации или вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации, указанная деятельность осуществляется совместно с руководством соответствующих воинских частей или подразделений, а при необходимости - с привлечением специализированных организаций.

При проведении анализа уязвимости в порядке, утверждаемом межведомственным или ведомственным нормативным правовым актом (на основании перечня угроз), определяются возможные угрозы и нарушители в отношении каждого ядерного объекта.

18. Физическая защита осуществляется также в рамках международного сотрудничества, в ходе которого производится обмен информацией, предоставляется техническая помощь путем реализации двусторонних межправительственных, межведомственных соглашений и через международные организации.

III. Организация и осуществление физической защиты на ядерном объекте

19. Для осуществления физической защиты на ядерном объекте реализуется система физической защиты.

20. Задачами физической защиты на ядерном объекте являются:

а) предупреждение несанкционированных действий;

б) своевременное обнаружение несанкционированных действий;

в) задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителя;

г) реагирование на несанкционированные действия и нейтрализация нарушителей для пресечения несанкционированных действий.

21. Для выполнения задач физической защиты руководство ядерного объекта (в отношении объектов, охраняемых внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации или вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации, - совместно с руководством соответствующих воинских частей или подразделений) обеспечивает:

а) проведение анализа уязвимости;

б) оценку последствий несанкционированных действий в отношении предметов физической защиты;

в) категорирование предметов физической защиты, помещений (при необходимости - зданий, сооружений) и ядерного объекта в целом;

г) выделение охраняемых зон, зон ограниченного доступа и определение мест размещения предметов физической защиты в соответствующих зоне, здании, сооружении, помещении;

д) создание системы охраны ядерного объекта;

е) разработку требований к системе физической защиты на основании требований настоящих Правил и иных нормативных правовых актов;

ж) оценку эффективности системы физической защиты при ее создании (совершенствовании), а также при необходимости;

з) разработку документов по организации и обеспечению физической защиты ядерного объекта;

и) функционирование системы физической защиты, в том числе эксплуатацию инженерно-технических средств физической защиты;

к) проведение объектового контроля за соблюдением требований по физической защите.

22. Система физической защиты включает в себя комплекс инженерно-технических средств, а также организационные мероприятия, направленные на их применение и совершенствование.

23. Руководство ядерного объекта разрабатывает организационные мероприятия, издает нормативные акты по физической защите (в отношении объектов, охраняемых внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации, - совместно с руководством соответствующих воинских частей или подразделений) и утверждает в установленном порядке следующие документы:

а) положение о системе допуска и доступа к предметам физической защиты, к информации о функционировании системы физической защиты (разрабатывается и вводится в действие руководством ядерного объекта без участия руководства соответствующих воинских частей или подразделений);

б) положение о службе безопасности (разрабатывается и вводится в действие руководством ядерного объекта без участия руководства соответствующих воинских частей или подразделений);

в) инструкция о пропускном режиме;

г) положение о внутриобъектовом режиме;

д) положение о подразделении ведомственной охраны;

е) план охраны ядерного объекта;

ж) план действий персонала физической защиты и персонала ядерного объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях;

з) план взаимодействия руководства ядерного объекта, воинских частей (подразделений) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации с органами внутренних дел Российской Федерации и органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях;

и) план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты;

к) план совершенствования системы физической защиты.

24. Категория ядерных материалов определяется согласно приложению N 1.

25. Ядерные материалы IV категории обеспечиваются физической защитой исходя из соображений практической целесообразности.

26. Порядок оценки масштаба последствий несанкционированных действий в отношении предметов физической защиты определяется межведомственными или ведомственными нормативными актами.

Определение категории последствий несанкционированных действий в отношении предметов физической защиты осуществляется согласно приложению N 2.

27. Определение зон размещения предметов физической защиты осуществляется исходя из следующих показателей:

а) категория ядерных материалов;

б) степень секретности предметов физической защиты, которая определяется актами федеральных органов исполнительной власти;

в) категория последствия несанкционированных действий в отношении предметов физической защиты.

28. Выделение и документальное оформление охраняемых зон и зон ограниченного доступа на ядерном объекте производится в соответствии с требованиями к размещению предметов физической защиты согласно приложению N 3.

При создании охраняемых зон особо важная зона размещается во внутренней зоне, внутренняя зона - в защищенной зоне.

29. На ядерном объекте производится категорирование помещений, в которых размещаются предметы физической защиты, а при необходимости - категорирование зданий и сооружений. Категория помещения, здания, сооружения определяется исходя из максимальной категории находящихся в нем отдельных ядерных материалов, ядерных материалов, входящих в состав ядерных установок, с учетом степени их секретности.

30. Все входы (выходы) в категорированные здания, сооружения, помещения оборудуются средствами обнаружения, контроля и управления доступом и при необходимости - наблюдения и оценки ситуации. Аварийные выходы обеспечивают беспрепятственный выход людей в чрезвычайных ситуациях.

31. Доступ в особо важную зону и выполнение работ в ней осуществляется с применением правила 2 лиц.

32. Необходимость выполнения правила 2 лиц и порядок его осуществления при проведении работ в категорированных помещениях, не отнесенных к особо важной зоне, а также при проверках транспортных средств, вывозимых контейнеров и емкостей на контрольно-пропускных пунктах (постах) определяются руководством ядерного объекта, а в части, касающейся организации охраны ядерного объекта внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации, - совместно с руководством соответствующих воинских частей или подразделений.

33. Инженерными средствами системы физической защиты являются физические барьеры, посты охраны и инженерное оборудование охраняемых зон и постов охраны. Физическими барьерами являются строительные конструкции ядерного объекта (стены, перекрытия, ворота, двери), специально разработанные конструкции (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, контейнеры) и другие физические (в том числе естественные) препятствия.

34. Техническими средствами системы физической защиты являются элементы и устройства, входящие в состав следующих основных функциональных систем:

а) охранная сигнализация;

б) тревожно-вызывная сигнализация;

в) контроль и управление доступом;

г) оптико-электронное наблюдение и оценка ситуации;

д) оперативная связь и оповещение (в том числе средства проводной связи и радиосвязи);

е) защита информации;

ж) обеспечение электропитания, освещения.

35. Отдельные технические средства физической защиты могут обеспечивать реализацию требований, предъявляемых к одной или нескольким функциональным системам (интегрированные системы и устройства).

Отказ или вывод из строя какого-либо элемента комплекса инженерно-технических средств физической защиты не должен нарушать функционирование системы физической защиты в целом. С этой целью предусматривается резервирование элементов и функций комплекса инженерно-технических средств физической защиты.

В случае отключения основного электропитания обеспечение бесперебойной работы технических средств физической защиты производится за счет автоматического переключения на резервные источники.

Требования к инженерным и техническим средствам физической защиты устанавливаются техническими регламентами, до их введения в действие - государственными и отраслевыми стандартами, а также ведомственными нормативными документами.

36. На основе анализа уязвимости ядерного объекта и оценки эффективности системы физической защиты разрабатывается техническое задание на создание (совершенствование) системы физической защиты.

Порядок проведения оценки эффективности системы физической защиты определяется ведомственными нормативными актами.

37. При создании (совершенствовании) системы физической защиты на ядерном объекте необходимо:

а) учитывать особенности объекта и действующие на нем меры ядерной, радиационной, экологической, пожарной, технической, информационной безопасности и безопасности иных видов;

б) ограничивать число лиц, имеющих доступ к предметам физической защиты, к элементам и системам, важным для обеспечения безопасности ядерного объекта или его системы физической защиты, к информации об организации, составе и функционировании системы физической защиты;

в) обеспечивать соответствие системы физической защиты требованиям, установленным в отношении ядерного объекта;

г) устанавливать требования к организационно-техническим мерам по обеспечению физической защиты в зависимости от категории предметов физической защиты.

38. Охраняемая зона по периметру оснащается инженерно-техническими средствами физической защиты, обеспечивающими обнаружение несанкционированных действий, экстренный вызов сил реагирования и представление информации для оценки ситуации, а также задерживающими продвижение нарушителя к предметам физической защиты.

В отношении мест наиболее вероятного проникновения нарушителя в охраняемую зону с использованием транспортных средств принимаются меры, исключающие или существенно затрудняющие такое проникновение (устанавливаются противотаранные устройства и др.).

39. Для организации прохода людей и проезда транспортных средств по периметру охраняемой зоны оборудуются контрольно-пропускные пункты (посты). Контрольно-пропускные пункты (посты) располагаются с учетом организации движения транспорта и прохода людей и обеспечивают требуемую пропускную способность.

На контрольно-пропускных пунктах (постах) осуществляются контроль правомочности прохода (проезда) и идентификация проходящих лиц (проезжающих транспортных средств), обеспечивается санкционированный доступ персонала ядерного объекта, посетителей и командированных лиц и задержание нарушителей, принимаются меры по предотвращению несанкционированного проноса и провоза ядерных материалов, ядерных установок, взрывчатых веществ, холодного и огнестрельного оружия, других запрещенных предметов.

Контрольно-пропускные пункты (посты) оборудуются и (или) оснащаются средствами защиты от поражения стрелковым оружием лиц, выполняющих контрольные и пропускные функции. Транспортные контрольно-пропускные пункты оборудуются противотаранными устройствами.

40. Лица, проходящие через контрольно-пропускные пункты (посты), и их вещи досматриваются в установленном порядке, в том числе с применением средств обнаружения проноса запрещенных предметов.

41. Требования к оборудованию периметра и контрольно-пропускных пунктов (постов) охраняемой зоны, категорированных зданий, сооружений и помещений инженерными и техническими средствами физической защиты устанавливаются ведомственными нормативными актами в отношении каждого конкретного объекта с учетом перечня угроз, результатов анализа уязвимости ядерного объекта и оценки эффективности системы физической защиты, а также категории ядерного объекта и особенности выделения на нем охраняемых зон.

42. Технические средства физической защиты подлежат сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Технические и программные средства системы физической защиты, используемые при обработке информации, составляющей государственную и служебную тайны, подлежат в установленном порядке обязательной сертификации.

43. Для определения необходимости охраны ядерного объекта внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации устанавливается категория этого объекта.

Порядок установления категории ядерного объекта определяется федеральными нормами и правилами в области физической защиты с учетом категории предметов физической защиты и их размещения по зонам.

44. Составной частью системы физической защиты ядерных объектов является вооруженная охрана. Охрану ядерных объектов осуществляют воинские части (подразделения) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации или ведомственной охраны. Командиры (руководители) воинских частей (подразделений) несут ответственность за выполнение задач по охране ядерных объектов.

45. В целях подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях, проверки эффективности систем физической защиты и совершенствования взаимодействия персонала ядерного объекта и подразделений охраны органами внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации проводятся учения. Порядок проведения учений определяется ведомственными нормативными актами. Уведомление заинтересованных органов и организаций о запланированных учениях производится заблаговременно.

46. Взаимодействие в рамках системы физической защиты на охраняемом объекте осуществляется в соответствии с межведомственными нормативными актами и планами взаимодействия.

47. Управление инженерными и техническими средствами физической защиты осуществляется службой безопасности с центрального пункта управления и с локальных пунктов управления системой физической защиты. Обеспечивается доступ оператора центрального пункта управления к информации, поступающей на локальный пункт управления.

Пункты управления оборудуются защитой от поражения стрелковым оружием находящихся в них лиц. Доступ в помещения пунктов управления осуществляется с применением средств контроля и управления доступом.

48. В целях организации управления в системе физической защиты применяются:

система двусторонней связи между локальными и центральным пунктами управления, а также между пунктами управления и силами реагирования;

средства радиосвязи в подразделениях охраны и службы безопасности объекта.

49. Оператором центрального пункта управления назначается штатный сотрудник службы безопасности ядерного объекта, на которого возлагаются соответствующие полномочия по выполнению задач в условиях штатных и чрезвычайных ситуаций. Запрещается возлагать на операторов центрального и локальных пунктов управления функции, которые могут помешать выполнению ими своих обязанностей.

50. Связанные с особенностями функционирования отдельных ядерных объектов специальные требования по физической защите (охране) определяются:

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими координацию и регулирование деятельности организаций в соответствующей области, - в отношении ядерных материалов и установок, находящихся на судах (кораблях), других плавсредствах, космических и летательных аппаратах в процессе плавания и полета соответственно;

Министерство обороны Российской Федерации - в отношении находящихся в его ведении ядерных установок и пунктов хранения.

51. В исключительных случаях при невозможности выполнения в полном объеме требований по физической защите на ядерном объекте, установленных настоящими Правилами и разработанными в соответствии с ними ведомственными нормативными актами, руководство ядерного объекта (для объектов, охраняемых внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации или вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации, - совместно с руководством соответствующих воинских частей или подразделений) обязано принять компенсирующие организационно-технические меры. Достаточность принятых мер подтверждается оценкой эффективности системы физической защиты и согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление (координацию) деятельностью ядерного объекта, а также при необходимости с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

IV. Основные требования к организации физической защиты ядерных материалов, ядерных установок при перевозке и транспортировании

52. Перевозка и транспортирование ядерных материалов, ядерных установок по территории Российской Федерации осуществляется при условии обеспечения их физической защиты.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, подведомственные организации которого являются грузоотправителями, государственный компетентный орган по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ и изделий из них выдает сертификаты-разрешения.

53. Перевозку или транспортирование ядерных материалов, ядерных установок осуществляются автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным видами транспорта.

54. Перевозку и транспортирование ядерных материалов, ядерных установок вне защищенной зоны осуществляются:

а) организациями, имеющими лицензию на перевозку (транспортирование) ядерных материалов, ядерных установок, выданную специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

б) воинскими частями Министерства обороны Российской Федерации - по распоряжению специально уполномоченного органа военного управления.

55. Охрану ядерных материалов, ядерных установок при перевозке и транспортировании осуществляют подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, подразделения Министерства обороны Российской Федерации или внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Сопровождение ядерных материалов, ядерных установок при перевозке и транспортировании осуществляют подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах.

56. Задачи физической защиты ядерных материалов, ядерных установок при их перевозке и транспортировании соответствуют задачам физической защиты на ядерном объекте, указанным в пункте 20 настоящих Правил.

57. Для обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок при их перевозке и транспортировании необходимо:

а) максимально ограничить общее время нахождения ядерных материалов, ядерных установок в пути следования;

б) свести до минимума количество перегрузок ядерных материалов, ядерных установок с одного транспортного средства на другое и время ожидания прибытия транспортного средства;

в) составлять график, расписание и маршрут движения транспортных средств с учетом условий перевозки и транспортирования;

г) исключить нанесение на транспортные средства знаков и надписей и занесение в перевозочные документы записей, свидетельствующих о характере груза и назначении транспортных средств;

д) выбирать маршрут следования транспортных средств вне районов чрезвычайного положения, неблагоприятной криминогенной обстановки, стихийного бедствия и других экстремальных ситуаций;

е) максимально ограничить круг лиц, осведомленных о маршруте, графике движения и сроках перевозки и транспортирования ядерных материалов, ядерных установок;

ж) обеспечить наличие соответствующего допуска у лиц, осуществляющих управление транспортным средством, сопровождение и охрану ядерных материалов, ядерных установок;

з) обеспечить заблаговременное уведомление грузоотправителем грузополучателя о планируемой отправке ядерных материалов, ядерных установок с указанием категории перевозки (вида транспортных средств), ожидаемого времени прибытия груза в пункт назначения и точного места их сдачи или передачи;

и) осуществлять отправление ядерных материалов, ядерных установок только после получения от грузополучателя письменного подтверждения о готовности принять ядерные материалы, ядерные установки, о наличии у него лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии (кроме объектов Министерства обороны Российской Федерации), а в случае перевозки или транспортирования ядерных материалов, ядерных установок грузополучателем - также лицензии на перевозку (транспортирование) ядерных материалов, ядерных установок;

к) использовать средства кодирования и специальные каналы связи для передачи сообщений о перевозке или транспортировании ядерных материалов, ядерных установок;

л) заблаговременно организовывать взаимодействие грузоотправителя или грузополучателя с соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации с целью совместного определения дополнительных мер, обеспечивающих защиту и безопасность транспортируемых ядерных материалов, ядерных установок, отражение возможного нападения на транспортное средство в пути следования или в случае возникновения аварийной ситуации по маршруту следования;

м) обеспечить проведение в установленном порядке перед загрузкой и отправлением ядерных материалов, ядерных установок осмотр транспортных средств на предмет отсутствия устройств, способных вывести транспортное средство из строя, повредить перевозимые ядерные материалы, ядерные установки и (или) способствовать совершению несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок.

58. Ответственность за обеспечение физической защиты ядерных материалов, ядерных установок при их перевозке и транспортировании несет грузоотправитель или грузополучатель (в случае перевозки или транспортирования груза последним).

Ответственность за обеспечение безопасности перевозки и транспортирования в соответствии с установленными требованиями несет перевозчик.

Грузоотправитель (грузополучатель) и перевозчик взаимодействуют при осуществлении перевозки и транспортирования ядерных материалов, ядерных установок.

59. Государственный компетентный орган по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ и изделий из них организует центр транспортного контроля (центральный диспетчерский пункт), осуществляет контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности и состоянием физической защиты при перевозке ядерных материалов, ядерных установок (за исключением перевозок, осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации) и взаимодействует с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по указанным вопросам.

60. Руководство ядерного объекта совместно с командованием подразделений, осуществляющих охрану ядерных материалов, ядерных установок при перевозке или транспортировании, определяет основной и запасные маршруты движения, пункты остановки, порядок передачи ядерных материалов, ядерных установок в пункте назначения и порядок представления сообщений о ходе выполнения поставленной задачи, которые согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Для выполнения задач физической защиты при организации перевозки и транспортирования проводятся анализ уязвимости перевозки и транспортирования и оценка эффективности физической защиты.

Порядок проведения анализа уязвимости перевозки и транспортирования определяется межведомственными или ведомственными нормативными актами.

61. Владелец транспортного средства (перевозчик) обеспечивает:

а) предоставление технически исправных и специально оборудованных транспортных средств;

б) оборудование транспортных средств инженерными и техническими средствами физической защиты в соответствии с установленными требованиями;

в) управление транспортными средствами высококвалифицированными водителями, экипажами или бригадами, прошедшими специальную подготовку и имеющими соответствующий допуск к работе.

62. Водители транспортных средств, члены экипажей или бригад, задействованные в обеспечении физической защиты при перевозке (транспортировании), а также персонал охраны и сопровождающие лица перед каждым рейсом проходят инструктаж и медицинский осмотр в установленном порядке для соответствующих видов транспорта.

63. Перевозка и транспортирование ядерных материалов, ядерных установок подразделяются на следующие виды:

а) транспортирование в международном сообщении;

б) межобъектовые перевозки и транспортирование;

в) внутриобъектовые перевозка и транспортирование - перевозка и транспортирование в пределах ядерного объекта внутри отдельных территорий (площадок) и между ними.

64. Транспортирование ядерных материалов, ядерных установок в международном сообщении осуществляется только при выполнении государством-отправителем и государством-получателем, а также иными государствами, по территории которых будет осуществляться транспортирование, требований Конвенции о физической защите ядерного материала.

Требования по обеспечению физической защиты при межобъектовых перевозке и транспортировании устанавливаются федеральными нормативными правовыми актами.

Требования по обеспечению физической защиты при внутриобъектовых перевозке и транспортировании устанавливаются ведомственными нормативными актами.

Требования по обеспечению физической защиты при перевозке и транспортировании с выездом за пределы ядерного объекта по территории закрытого административно-территориального образования определяются руководством ядерного объекта по результатам анализа уязвимости и оценки эффективности системы физической защиты и устанавливаются на уровне не ниже уровня требований, предъявляемых к внутриобъектовым перевозке и транспортированию.

65. Для обеспечения физической защиты при транспортировании ядерных материалов, ядерных установок в международном сообщении необходимо обеспечить выполнение организационно-технических мероприятий в соответствии с требованиями законодательства государств - участников транспортирования.

66. Транспортирование ядерных материалов, ядерных установок в международном сообщении осуществляется только при наличии обязательств со стороны уполномоченных государственных органов всех государств - участников транспортирования о том, что во время транспортирования по территории их государств ядерные материалы, ядерные установки будут обеспечены мерами физической защиты на уровне не ниже уровня, определенного Конвенцией о физической защите ядерного материала.

Перемещение ядерных материалов, ядерных установок через государственную границу Российской Федерации осуществляется при наличии выданного Федеральным агентством по атомной энергии письменного разрешения, которое подтверждает обязательства всех государств - участников транспортирования ядерных материалов, ядерных установок в международном сообщении.

67. Стороны, ответственные за физическую защиту, при осуществлении транспортирования ядерных материалов, ядерных установок в международном сообщении по территории Российской Федерации, информируют органы Российской Федерации, указанные в пункте 85 настоящих Правил, о совершении несанкционированных действий или попытках осуществления таких действий во время транспортирования для принятия соответствующих мер.

68. Таможенное оформление и таможенный контроль ядерных материалов, ядерных установок при перемещении через таможенную границу Российской Федерации осуществляются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Государственный компетентный орган по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них представляет в Федеральную таможенную службу справочные материалы по транспортным упаковочным комплектам, применяемым для транспортировки ядерных материалов при осуществлении внешнеторговой деятельности Российской Федерацией.

При повреждении запирающих устройств, упаковки грузов и (или) несоответствии оттисков печатей производится таможенный досмотр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

69. Межобъектовые перевозка и транспортирование ядерных материалов I или II категории, ядерных установок на их основе осуществляются при наличии охраны и сопровождения в соответствии с установленными требованиями.

При межобъектовых перевозке и транспортировании упаковка, содержащая ядерные материалы I или II категории, ядерные установки на их основе, перед отправкой пломбируется и помещается в бронированный отсек транспортного средства или транспортное защитное устройство, если транспортный упаковочный комплект не соответствует требованиям, предъявляемым к транспортному защитному устройству в части обеспечения физической защиты.

При межобъектовых перевозке и транспортировании ядерных материалов I или II категории, ядерных установок на их основе поддерживается связь между сопровождающим, охраной и лицом, управляющим транспортным средством, а также между транспортными средствами и центром управления транспортированием (диспетчерским пунктом) и между грузоотправителем и грузополучателем.

В процессе межобъектовых перевозки и транспортирования ядерных материалов I или II категории, ядерных установок на их основе, в том числе на стоянках, проводится периодический осмотр пломб (при их наличии) и замков лицами, сопровождающими и (или) охраняющими перевозимый груз.

70. Межобъектовые перевозка и транспортирование ядерных материалов I или II категории и ядерных установок на их основе железнодорожным транспортом должны осуществляться в специальных вагонах или специально выделенных вагонах.

При межобъектовых перевозке и транспортировании ядерных материалов I или II категории, ядерных установок на их основе сопровождающий персонал и охрана размещаются в служебных помещениях, отделенных от помещений с ядерными материалами, ядерными установками, или в отдельных специально оборудованных для этих целей вагонах. В состав поезда включаются вагоны для обеспечения прикрытия.

71. Межобъектовые перевозка и транспортирование ядерных материалов, ядерных установок автомобильным транспортом осуществляются на специально оборудованных грузовых транспортных средствах.

При межобъектовых перевозке и транспортировании ядерных материалов I или II категории, ядерных установок на их основе персонал охраны находится в каждом транспортном средстве, осуществляющем перевозку или транспортирование соответствующих грузов. Колонна грузовых транспортных средств сопровождается транспортным средством с персоналом охраны. Персонал сопровождения и охраны обеспечивается защитой от поражения стрелковым оружием. Колонны грузовых транспортных средств с ядерными материалами I или II категории, ядерными установками на их основе сопровождаются автомобилями сопровождения дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В случае если перевозка или транспортирование не могут быть завершены за один день, заранее принимаются меры по организации ночной стоянки в пункте, утвержденном руководителем грузоотправителя и командиром (руководителем) воинской части (подразделения), осуществляющей охрану перевозимого груза.

Охрану ядерных материалов, ядерных установок и транспортных средств во время стоянки осуществляют те же лица, что и при перевозке или транспортировании.

На каждое грузовое транспортное средство в установленном порядке выдается специальный талон, дающий право проезда без проверки груза, путевого листа и талонов о регистрации и проведении государственного технического осмотра транспортного средства.

72. Межобъектовые перевозка и транспортирование ядерных материалов I или II категории и ядерных установок на их основе морским и внутренним водным транспортом осуществляются на специально оборудованном транспортном судне. Ядерные материалы, ядерные установки размещаются в отдельном охраняемом помещении, которое закрывается на замок и пломбируется.

73. Межобъектовые перевозка и транспортирование ядерных материалов I или II категории и ядерных установок на их основе воздушным транспортом осуществляются на специально подготовленном воздушном судне, на котором ядерные материалы, ядерные установки являются единственным грузом.

74. Охрана ядерных материалов I или II категории и ядерных установок на их основе, а также гексафторида урана с любым содержанием изотопа урана-235 и всех облученных ядерных материалов при их перевозке и транспортировании обеспечивается вооруженным и подготовленным персоналом охраны, оснащенным бронежилетами, средствами связи и приборами ночного видения.

75. Без охраны, в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя (в случае перевозки или транспортирования груза последним), осуществляются перевозка и транспортирование солей и окислов природного урана, а также следующих ядерных материалов:

а) необлученные тепловыделяющие элементы (свежее ядерное топливо) с содержанием изотопа урана-235 менее 20 процентов;

б) двуокись урана с содержанием изотопа урана-235 5 процентов и менее;

в) урановые концентраты с содержанием изотопа урана-235 менее 1 процента.

76. Необходимость охраны и осуществления иных мероприятий по обеспечению физической защиты при перевозке и транспортировании ядерных материалов III категории, не указанных в пункте 75 настоящих Правил, ядерных материалов IV категории и ядерных установок на их основе (за исключением ядерных материалов в количествах, не подлежащих учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов) определяется соглашением между организацией-грузоотправителем и организацией-грузополучателем в зависимости от вида транспорта, протяженности и характера маршрута, других особенностей перевозки и транспортирования.

Требования по обеспечению физической защиты ядерных материалов, не подлежащих учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, определяются федеральными нормами и правилами.

77. При перевозке и транспортировании природного урана массой более 500 кг и обедненного урана массой более 1000 кг необходимо:

а) предварительно уведомить грузополучателя о времени отправления груза с указанием вида транспорта и предполагаемого времени прибытия;

б) осуществлять контроль за продвижением транспорта с грузом;

в) предоставить подтверждение о получении груза.

78. В случае возникновения чрезвычайной ситуации в отношении транспортируемого ядерного материала, ядерной установки ответственные за сопровождение и охрану груза лица немедленно оповещают о случившемся центр транспортного контроля (диспетчерский пункт), орган военного управления, грузоотправителя и грузополучателя по всем доступным каналам связи. При этом обеспечивается секретность (конфиденциальность) передаваемой информации.

Порядок оповещения и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, руководства ядерных объектов, сопровождающих лиц и персонала охраны при перевозке и транспортировании ядерных материалов, ядерных установок в штатных и чрезвычайных ситуациях устанавливается межведомственными и ведомственными актами.

V. Государственный надзор, ведомственный и объектовый контроль за физической защитой

79. Государственный надзор за физической защитой осуществляют Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерство обороны Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

80. Основными задачами государственного надзора за физической защитой являются:

а) надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии, и персоналом ядерных объектов требований настоящих Правил и иных нормативных актов по физической защите;

б) надзор за соблюдением руководством ядерного объекта требований по физической защите, предусмотренных в лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

в) предоставление в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти информации о состоянии физической защиты и выполнении руководством ядерного объекта требований настоящих Правил и нормативных актов по физической защите.

81. Порядок проведения государственного надзора за физической защитой определяется актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор.

При выявлении фактов нарушения администрацией ядерного объекта настоящих Правил соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор, применяет санкции в пределах своих полномочий.

82. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление (координацию) деятельностью ядерных объектов, а также Министерство внутренних дел Российской Федерации (в случае осуществления охраны объекта внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации) обеспечивают ведомственный и объектовый контроль за состоянием системы физической защиты и за ее соответствием установленным требованиям.

83. Основными задачами ведомственного и объектового контроля являются:

а) контроль за выполнением на ядерных объектах настоящих Правил и иных нормативных правовых актов;

б) проверка знания персоналом физической защиты установленных требований по физической защите и умения действовать в различных ситуациях в соответствии с разработанными планами;

в) принятие необходимых мер по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок.

84. Порядок осуществления ведомственного контроля за обеспечением физической защиты определяется ведомственными нормативными актами.

В отдельных случаях для проведения контроля состояния физической защиты федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление (координацию) деятельностью ядерных объектов, может по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти создать совместную комиссию, результаты работы которой оформляются соответствующим актом.

VI. Уведомление о несанкционированных действиях

85. Руководство ядерного объекта информирует о выявленном случае хищения ядерных материалов, ядерных установок или совершения диверсии, попытке совершения таких действий или об обнаружении похищенных либо пропавших ядерных материалов, ядерных установок федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление (координацию) деятельностью ядерного объекта, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за физической защитой, в течение часа с момента выявления случившегося и в течение 10 дней представляет в эти органы письменные доклады.

Дополнительная информация, включая новые факты, ставшие известными после первичного уведомления или письменного доклада, также направляется руководством ядерного объекта в указанные органы.

Приложение N 1

Категории ядерных материалов

Вид ядерного материала и степень его облучения

Содержание изотопов в веществе (по массе)

Категория (с учетом массы (m), кг)

I

II

III

IV

Плутоний необлученный или слабооблученный,

не более 80 процентов изотопа плутония-238

т ³ 2

0,5 < т < 2

0,015 < m £ 0,5

-

Уран-235 необлученный или слабооблученный

20 процентов и более изотопа урана-235

т ³ 5

1 < т < 5

0,015 < т £ 1

-

 

от 10 процентов до 20 процентов изотопа урана-235

-

т >= 10

1 < т < 10

-

 

больше, чем в  природном уране, но менее 10 процентов изотопа урана-235

 

 

т ³ 10

-

Уран-233 необлученный или слабооблученный

любое

т ³ 2

0,5 < т < 2

0,015 < m £ 0,5

-

Любой облученный ядерный материал, в том числе облученный природный и обедненный уран и торий

содержание делящихся изотопов до облучения менее 10 процентов

-

любая масса

-

-

 

содержание делящихся изотопов до облучения 10 процентов и более

-

масса, соответствующая I категории необлученного или слабооблученного ядерного материала

масса, соответствующая II или III категории необлученного или слабооблученного ядерного материала

-

Нуклиды

любое

 

 

 

любая масса

нептуний-2 37,

 

 

 

 

 

америций-2 41,

 

 

 

 

 

америций-243

 

 

 

 

 

и калифорний-252

 

 

 

 

 

 

Примечания:

1. Ядерными материалами являются:

а) обедненный уран - уран с содержанием изотопа урана-235 ниже, чем в природном уране;

б) облученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения нейтронами в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения более 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты;

в) природный уран - уран, содержащий по массе около 99,28 процента изотопа урана-238, около 0,71 процента изотопа урана-235 и около 0,01 процента изотопа урана-234;

г) слабооблученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения нейтронами в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения менее или равную 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты.

 

2. Ядерные материалы (независимо от химического соединения, в которое они входят, и их физического состояния), которые по массе, степени облучения или содержанию изотопов не могут быть отнесены к I, II или III категории, относятся к IV категории.

Приложение N 2

Категории последствий несанкционированных действий в отношении предметов физической защиты

Категория последствий несанкционированных действий

Масштаб последствий несанкционированных действий

I

Последствия совершения несанкционированного действия могут привести к ядерно-радиационному воздействию, охватывающему территорию одного или нескольких субъектов Российской Федерации, либо выходить за пределы Российской Федерации

II

Последствия совершения несанкционированного действия не относятся к масштабу I категории, но могут привести к ядерно-радиационному воздействию, выходящему за границу санитарно-защитной зоны

III

Последствия совершения несанкционированного действия могут привести к ядерно-радиационному воздействию, выходящему за пределы помещений (сооружений), но не выходящему за границу санитарно-защитной зоны

 

Примечания:

1. Оценка границ территории, которая может быть подвержена ядерно-радиационному воздействию при совершении несанкционированных действий, определяется с учетом действующих норм радиационной безопасности (санитарных норм).

2. Категории II и III последствий несанкционированных действий могут быть повышены с учетом территориального расположения и других особенностей ядерного объекта.

Приложение N 3

Требования к размещению предметов физической защиты на ядерном объекте

Категория

Характеристика предмета физической защиты

Зона размещения предмета физической зашиты

А

наличие не менее 2 показателей из числа следующих:

особо важная зона, оснащенная дополнительными инженерно-техническими средствами физической зашиты (при необходимости)

 

ядерный материал - I категория;

 

степень секретности - особой важности;

 

 

последствия несанкционированных действий - I категория

 

А

наличие значимого количества ядерного материала прямого использования

_"_

Б

наличие одного из следующих показателей:

особо важная зона или внутренняя зона, оснащенная дополнительными инженерно-техническими средствами физической зашиты (при необходимости)

 

ядерный материал - I или II категория

 

с возможностью накопления до I категории;

 

 

степень секретности - особой важности;

 

 

последствия несанкционированных действий - I категория

 

Б

наличие не менее 2 показателей из числа следующих:

особо важная зона или внутренняя зона, оснащенная дополнительными инженерно-техническими средствами физической зашиты (при необходимости)

 

ядерный материал - II категория;

 

степень секретности - совершенно секретно;

 

 

последствия несанкционированных действий - II категория

 

В

наличие одного из следующих показателей:

внутренняя зона

 

ядерный материал - II категория;

 

 

степень секретности - совершенно секретно;

 

 

последствия несанкционированных действий - II категория

 

Г

наличие одного из следующих показателей:

защищенная зона, оснащенная дополнительными инженерно-техническими средствами физической зашиты или защищенная зона (при необходимости)

 

ядерный материал - III категория;

 

степень секретности - секретно;

 

 

последствия несанкционированных действий - III категория

 

Д

другие предметы физической защиты

зона ограниченного доступа

 

Примечания:

1. При размещении предмета физической защиты принимаются во внимание количество ядерного материала и возможность его использования для изготовления ядерного взрывного устройства или его компонентов.

2. Количество ядерного материала, достаточное для изготовления ядерного взрывного устройства, является значимым количеством ядерного материала.

3. Ядерными материалами прямого использования являются материалы, которые можно использовать для изготовления ядерного взрывного устройства или его компонентов:

а) без дополнительной обработки;

б) без преобразования или обогащения, но с незначительной дополнительной физической или химической обработкой.

4. Необходимость организации дополнительных инженерно-технических средств физической защиты и требования к ним определяются при создании (совершенствовании) системы физической защиты на основе оценки ее эффективности.