Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 15 ноября 2006 г. N 1005
"Об утверждении Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требований к оформлению заключения данной экспертизы"

Приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требования к оформлению заключения данной экспертизы (РД 13-02-2006).

2. Направить Порядок, указанный в п. 1 настоящего приказа, на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Руководитель

К.Б. Пуликовский

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2006 г.

Регистрационный N 8577

Порядок
осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требования к оформлению заключения данной экспертизы
РД-13-02-2006

Содержание

I. Общие положения

II. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности ПЛАС

III. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности ПЛАС

I. Общие положения

1. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах и требования к оформлению заключения данной экспертизы (далее Порядок) разработан в соответствии с:

- Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.1997, N 30, ст. 3588);

- Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 09.08.2004, N 32, ст. 3348);

- Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 2002 г. N 61-А (зарегистрировано Минюстом России от 28 ноября 2002 г. N 3968);

- Методическими указаниями о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18 апреля 2003 г. N 14 (зарегистрировано Минюстом России от 25 апреля 2003 г. N 4453);

- Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64 (зарегистрировано Минюстом России от 8 декабря 1998 г. N 1656), с изменением N 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 г. N 48 (зарегистрировано Минюстом России от 23 августа 2002 г. N 3720);

- Положением о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 18 марта 2003 г. N 8 (зарегистрировано Минюстом России от 12 мая 2003 г. N 4524);

2. Данный документ устанавливает порядок проведения экспертизы промышленной безопасности планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций (далее ПЛАС), как документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов и требования к оформлению заключения данной экспертизы.

3. Требования настоящего Порядка обязательны для организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности ПЛАС на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах, а также для являющихся заказчиками проведения экспертизы промышленной безопасности ПЛАС организаций, эксплуатирующих взрывоопасные, пожароопасные и химически опасные производственные объекты.

4. Экспертизе промышленной безопасности подлежат все вновь разрабатываемые ПЛАС; переработанные ПЛАС в случае, если внесенные (вносимые) в них изменения связаны с изменением параметров технологических процессов, установкой (заменой) нового оборудования, реконструкцией и модернизацией производств, а также в других случаях, когда вносимые изменения влияют на показатели риска опасных производственных объектов.

5. Экспертиза промышленной безопасности ПЛАС может быть проведена по предписаниям должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), исходя из результатов плановых проверок организаций (комплексных, целевых), а также по результатам расследований аварий и инцидентов, при утверждении заключений экспертизы промышленной безопасности по проектной документации на строительство опасных производственных объектов, а также при рассмотрении (оценке) технических решений, принятых в проектной документации.

6. Экспертизу промышленной безопасности ПЛАС проводят организации, имеющие соответствующую лицензию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

7. Объектом экспертизы промышленной безопасности ПЛАС, на который распространяется действие настоящего Порядка, является план локализации и ликвидации аварийных ситуаций на взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектах.

8. Экспертиза промышленной безопасности ПЛАС проводится с целью независимой оценки соблюдения организациями требований законодательства и нормативной документации в области промышленной безопасности при составлении ПЛАС, а также полноты и достоверности изложенных в ней сведений.

9. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности ПЛАС является заключение экспертизы промышленной безопасности, которое оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в главе III настоящего Порядка.

10. ПЛАС вводится в действие на опасных производственных объектах после получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

II. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности ПЛАС

11. Экспертиза промышленной безопасности ПЛАС организуется и проводится в порядке, установленном Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности и Положением о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

12. Экспертная организация для проведения экспертизы промышленной безопасности ПЛАС рассматривает следующие документы:

- данные о заказчике экспертизы промышленной безопасности (наименование, организационно-правовая форма, юридический, почтовый и фактический адрес организации, номер телефона, при наличии факс или адрес электронной почты);

- краткую характеристику опасного производственного объекта, на который представлен ПЛАС (наименование, фактический адрес, назначение объекта);

- сведения об организации, разработавшей ПЛАС (наименование, организационно-правовая форма, юридический, почтовый и фактический адрес организации, номер телефона, при наличии факс или адрес электронной почты, должность и фамилия, имя, отчество руководителя); ПЛАС в полном объеме*.

__________________

* Требования к ПЛАС и его структуре определены в Методических указаниях о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах.

13. При необходимости экспертная организация может рассматривать дополнительную документацию по рассматриваемому объекту экспертизы промышленной безопасности: расчеты риска аварий на объекте, проектную, конструкторскую документацию, паспорта технических устройств, технологический регламент и другую документацию, связанную с эксплуатацией объекта.

14. Экспертизе подлежат все структурные элементы ПЛАС.

15. При проведении экспертизы промышленной безопасности ПЛАС производится анализ и оценка требований промышленной безопасности состава, содержания и оформления оперативной части ПЛАС, приложений к оперативной части ПЛАС и расчетно-пояснительной записки.

16. При проведении экспертизы промышленной безопасности ПЛАС должны быть рассмотрены:

- обоснованность результатов анализа риска аварий на объекте;

- правильность запланированных действий и своевременность их исполнения производственным персоналом, профессиональными и нештатными аварийно-спасательными формированиями;

- достаточность принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на объекте;

- готовность нештатного аварийно-спасательного формирования (нештатного газоспасательного формирования) объекта и собственного или обслуживающего по договору профессионального аварийно-спасательного формирования к организации и проведению газоспасательных работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

- готовность организации к локализации и ликвидации возможных аварийных ситуаций.

17. В ходе экспертизы промышленной безопасности расчетно-пояснительной записки к ПЛАС особое внимание следует обращать на полноту и обоснованность:

- перечня основных факторов и возможных причин аварийных ситуаций;

- разбиения технологической схемы на блоки;

- оценки опасности каждого из технологических блоков;

- оценки реального состояния противоаварийной защиты;

- разработанных мероприятий по дооснащению системы противоаварийной защиты и средств для локализации аварийных ситуаций;

- мер, направленных на уменьшение риска аварий.

17.1 При рассмотрении материалов расследования произошедших аварий в первую очередь должны быть проанализированы аварийные ситуации, имевшие место на данном объекте, а далее - на аналогичных объектах.

17.2 Факторы, способствующие возникновению и развитию аварийных ситуаций и их возможные причины, должны соответствовать свойствам опасных веществ, параметрам технологического режима, характерным особенностям процесса.

17.3 Сценарии возможных аварийных ситуаций должны быть разработаны с учетом опасности физико-химических свойств веществ, их агрегатного состояния при их обращении в технологическом процессе и при разгерметизации технологического оборудования с переходом веществ в окружающую среду. Сценарии возможных аварийных ситуаций должны заканчиваться последствиями действий поражающих факторов или переходом аварийной ситуации на более высокий (опасный) уровень. Для каждого из сценариев аварийных ситуаций должна быть установлена частота его реализации на основании статистических, литературных данных или данных нормативно-технической документации. Частота реализации каждого сценария аварийных ситуаций рассчитывается путем умножения частоты аварийной ситуации на вероятность конечного события.

17.4 Поражающие факторы аварийных ситуаций должны соответствовать опасным свойствам веществ, так, если вещество обладает токсическими свойствами, то среди сценариев должна быть проанализирована вероятность токсического поражения, если вещество обладает совокупностью опасных свойств, то все они также должны быть отражены среди возможных поражающих факторов аварийной ситуации. При этом учитывается возможность проявления опасных свойств веществ в данных условиях процесса и при данных параметрах окружающей среды.

17.5 При оценке уровня безопасности объекта должен быть проведен краткий анализ наиболее опасной аварийной ситуации, сделан общий вывод о состоянии безопасности рассматриваемого объекта в отношении предупреждения, локализации и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий с указанием наличия на объекте договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием или собственного профессионального аварийно-спасательного формирования, а также нештатного аварийно-спасательного формирования, пожарной части и других специализированных служб в соответствии со спецификой объекта и возможных аварийных ситуаций.

17.6 В ходе экспертизы ПЛАС эксперт должен проверить планируемые действия профессионального аварийно-спасательного формирования, а также нештатного аварийно-спасательного формирования, согласно оперативной части ПЛАС.

Оценка делается экспертом с учетом представленных копий свидетельств на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ, в том числе газоспасательных, которые выдаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 N 1479 (Собрание законодательства Российской Федерации, 01.12.1997, N 48, ст. 5561).

18. В ходе экспертизы промышленной безопасности ПЛАС уровня "А" и уровня "Б"** следует обратить особое внимание на:

- допустимость привлечения указанных в ПЛАС сил (аварийно-спасательных формирований, пожарных частей и т.д.) к выполнению возлагаемых на них задач с учетом области их аттестации;

- действия производственного персонала должны быть расписаны последовательно с момента обнаружения аварии или получения извещения с указанием должностей непосредственных исполнителей из числа членов нештатного аварийно-спасательного формирования, а также должны быть указаны применяемые средства индивидуальной защиты;

- соответствие средств индивидуальной защиты, а также условий и области их применения поражающим факторам и условиям аварии.

_____________________

** Уровни аварийных ситуаций определены в Методических указаниях о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах.

19. В ходе экспертизы необходимо оценить:

- достаточность включенных в ПЛАС средств индивидуальной защиты, средств локализации и ликвидации аварийной ситуации;

- соответствие их технических характеристик, допустимой области применения, требованиям по обслуживанию и эксплуатации объектов в условиях аварийных ситуаций, полноту и достоверность изложенных в них сведений;

- способность (наличие допуска) производственного персонала к эксплуатации указанных средств.

III. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности ПЛАС

20. При оформлении заключения экспертизы промышленной безопасности ПЛАС следует указывать:

- наименование заключения экспертизы;

- вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

- данные о заказчике;

- сведения об организации, разработавшей ПЛАС;

- цель экспертизы;

- краткую характеристику ПЛАС;

- основную часть с результатами экспертизы промышленной безопасности;

- заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по организационно-техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

- приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативно-технической и методической документации;

- список исполнителей.

21. Заключение экспертизы промышленной безопасности должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным, обязательно подписанным исполнителями. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам экспертизы.

Замечания и несоответствия требованиям промышленной безопасности ПЛАС, выявленные по результатам экспертизы промышленной безопасности, должны сопровождаться ссылками на требования норм и правил промышленной безопасности.

22. В основной части экспертного заключения отражаются результаты рассмотрения ПЛАС с приложениями и расчетно-пояснительной записки к ПЛАС с точки зрения требований Методических указаний о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах.

23. Заключительная часть экспертизы промышленной безопасности должна включать выводы с обязательной оценкой:

- соответствия полноты, достоверности по составу, содержанию представленной информации требованиям нормативной документации;

- соответствия (несоответствия) ПЛАС требованиям промышленной безопасности;

- правильности и своевременности действий производственного персонала и аварийно-спасательных формирований к организации и проведению работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

- обоснованности подбора и достаточности средств индивидуальной защиты работников.

24. Заключение экспертизы промышленной безопасности подписывается исполнителями и утверждается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику экспертизы.

25. Заключение экспертизы промышленной безопасности вместе с сопроводительным письмом направляется для регистрации, рассмотрения и утверждения в территориальный орган Службы.