Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 11 сентября 2006 г. N 0100/9728-06-32

О взаимодействии территориальных органов Роспотребнадзора с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в деле защиты прав потребителей в сфере долевого строительства жилья

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации государственной потребительской политики и связанных с этим функций, осуществляемых в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, исходит из того, что реальное обеспечение законных интересов потребителей повсеместно на территории Российской Федерации может быть достигнуто только за счет комплексного подхода к формированию развитой системы защиты прав потребителей при эффективном взаимодействии территориальных органов Службы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными организациями потребителей.

При этом в первую очередь особое внимание в деятельности всех этих звеньев национальной системы защиты прав потребителей должно быть уделено тем секторам потребительского рынка, где достигнутый уровень гарантированной законом защиты соответствующих прав граждан явно не адекватен имеющимся проблемам.

Одной из таких сфер, по мнению Роспотребнадзора, безусловно, является область жилищного строительства, осуществляемого с привлечением денежных средств граждан.

По этой причине планомерную и целенаправленную совместную работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанную, в том числе, с выработкой и практическим применением комплекса превентивных мер, призванных не допустить нарушений соответствующих прав граждан и ущемление их законных интересов, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассматривает как важнейший элемент государственных гарантий, призванных в конечном итоге способствовать не только решению проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищного сектора экономики, но и снижению рисков в деле обеспечения доступности жилья для граждан Российской Федерации.

Учитывая, что эти вопросы напрямую сопрягаются с теми проблемами жилищной сферы (низкое качество жилищных и коммунальных услуг, высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, низкие темпы обеспечения граждан жилыми помещениями социального использования и др.), на решение которых в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, направлен приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", основу которого составляет Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, у Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возникает объективная необходимость усиления соответствующего внимания буквально ко всему спектру жилищно-коммунальных вопросов, относящихся в компетенции Роспотребнадзора.

В этой связи эффективное применение ограничительных, предупредительных и профилактических мер, призванных не допустить в сфере строительства жилья на основе возмездных договоров с гражданами, нарушения прав и ущемление законных интересов потребителей, было определено для территориальных органов Роспотребнадзора в качестве одного из приоритетных направлений деятельности практически сразу после их образования в установленном порядке. При этом методология такой работы применительно к компетенции и полномочиям Роспотребнадзора, основанная на систематизации соответствующих положений действующего законодательства, была определена в письме от 01.08.2005 N 0100/5932-05-32 "О правовых основаниях защиты прав потребителей в сфере долевого строительства жилья".

В дальнейшем, своим письмом от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32 "О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вновь подтвердила необходимость всестороннего совершенствования соответствующей деятельности в указанной области (в том числе за счет действенного использования механизмов гражданского судопроизводства).

Наконец, последним по времени шагом в деле систематизации, актуализации и конкретизации соответствующих задач, требующих практического разрешения в рассматриваемой области правоотношений, стало издание Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека приказа от 03.08.2006 N 228 "О мерах, направленных на повышение эффективности работы, связанной с защитой прав потребителей в сфере долевого строительства жилья" (зарегистрирован в Минюсте России 04.09.2006, N 8191).

При этом одним из оснований к его изданию послужило принятие Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым (п. 17 ст. 1 и ст. 3) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации были наделены целым рядом полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов (см. п. 5 ст. 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ).

Оценивая объем этих полномочий, а также принимая во внимание соответствующие положения ст. 42.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. 9 ст. 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает, что в настоящее время создана законодательная основа для реального и эффективного взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора с соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что объективно позволяет уже в самое ближайшее время (принимая во внимание, что п. 17 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ вступает в силу с 1 января 2007 года) поднять защиту прав потребителей в сфере долевого строительства жилья на качественно новый уровень и не допускать впредь того состояния социальной напряженности, которое, к сожалению, характерно для сегодняшнего состояния дел в данной области общественных отношений.

По этой причине, согласно п. 1.3 вышеупомянутого приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.08.2006 N 228, управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации поручено организовать необходимое взаимодействие с теми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые будут уполномочены осуществлять государственный контроль и надзор в сфере долевого строительства многоквартирных домов, в связи с чем выражаю уверенность в том, что конструктивное и всестороннее взаимопонимание и поддержка данной инициативы Роспотребнадзора с Вашей стороны будут также обеспечены.

С учетом изложенного, а также в целях выработки консолидированных подходов к вопросам защиты прав потребителей в сфере долевого строительства жилья Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека готова рассмотреть любые предложения по оптимизации соответствующей совместной работы.

 

Руководитель                                       Г.Г. Онищенко