О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

М. М. Соловьев,

начальник отдела нормативно-правового обеспечения

ТЭК Минпромэнерго РФ

 

С принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 года № 35-ФЗ начались процессы активного реформирования электроэнергетического комплекса. В России данный комплекс теснейшим образом связан с централизованным теплоснабжением, т. к. до 1/3 всего объема производства электрической энергии в стране приходится на тепловые электростанции в комбинированном цикле.

В то же время в Федеральном законе № 35-ФЗ вопросы правового регулирования теплоснабжения отражены практически единственной ст.45 закона «Правовое регулирование теплоснабжения в Российской Федерации».

В ст.45 указано, что отношения, связанные с теплоснабжением потребителей, регулируются федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов с учетом установленных Федеральным законом № 35-ФЗ особенностей оперативно-диспетчерского управления работой теплоэлектростанций в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, особенностей участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, а также устанавливаемых Правительством РФ особенностей государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки.

Однако сфера теплоснабжения в России не может ограничиваться только комбинированным производством энергии на ТЭЦ. В стране функционирует более 70 тыс. котельных различной мощности и форм собственности, а их суммарная мощность составляет около 700 тыс. Гкал/ч.

Поэтому, учитывая суровые климатические условия России, в новых экономических условиях стала все больше проявляться необходимость нормативно-правового регулирования теплоснабжения, соответствующего проводимым в стране реформам. В свое время это нашло отражение в деятельности Совета Федерации, по инициативе которого была начата разработка Федерального закона «О теплоснабжении в Российской Федерации». К настоящему времени создана рабочая группа под руководством министра промышленности и энергетики В. Б. Христенко, которая должна подготовить проект закона для вынесения его на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Необходимо отметить, что проблемы теплоснабжения имеют в основном региональный характер. В то же время теплоснабжение технологически тесно связано с энергетическим сектором: с Единой газоснабжающей системой России (через РАО «Газпром») и Единой электроэнергетической системой России (через РАО «ЕЭС России»). Поэтому на федеральном уровне необходимо координировать действия предприятий и организаций энергетического комплекса с промышленностью и жилищно-коммунальным комплексом страны. При этом следует учитывать высокую социальную значимость сектора ЖКХ, реформирование которого ведется под руководством Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Рострой) в составе Минрегиона России.

Другим важнейшим направлением работы Департамента ТЭК является деятельность в рамках Программы по техническому регулированию.

Выписка из Программы разработки технических регламентов

Таблица 1

 

Наименование технического регламента

Срок представления проекта технического регламента в Правительство РФ

Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в организации разработки технического регламента

77

О безопасности теплоснабжения

апрель 2007 года

Минрегион России, Минпромэнерго России, Ростехнадзор, МЧС России

78

О безопасности технических систем элек­трических станций

август 2007 года

Минпромэнерго России, Ростехнадзор, МЧС России

79

О безопасности технических систем диспетчерского управления энергосистемами

март 2007 года

Минпромэнерго России, Ростехнадзор, МЧС России

80

О безопасности систем электроснабжения

август 2007 года

Минпромэнерго России, Ростехнадзор, МЧС России

83

О безопасности оперативно-диспетчерского управления энергосистемами

апрель 2007 года

Минпромэнерго России, Ростехнадзор

84

Об организации безопасной эксплуатации электрических станций и сетей

сентябрь 2007 года

Минпромэнерго России, Ростехнадзор

Технические регламенты, конкурсы на которые запланированы на 2006 год после их утверждения Правительством РФ

Таблица 2

 

Наименование технического регламента

Срок представления проекта технического регламента в Правительство РФ

Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в организации разработки технического регламента

105

О безопасности при нарушении электроснабжения

июнь 2007 года

Минпромэнерго России, Минрегион России, МЧС России, Ростехнадзор, Мининформсвязи России, Росатом

106

О безопасной эксплуатации тепломеханического оборудования электрических станций и сетей

июнь 2007 года

Минпромэнерго России, Ростехнадзор, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Росатом

Перечень организаций-победителей конкурса на право заключения в 2005 году государственных контрактов на разработку технических регламентов (выписка)

Таблица 3

 

Шифр темы, № по программе

Наименование работы

Название организации

РТР-024, № 28

О безопасности производственных процессов и систем газоснабжения

ОАО «Гипрониигаз», г. Саратов

РТР-060, № 77

О безопасности теплоснабжения

ООО «Крикунов и партнеры», Москва

РТР-061, № 78

О безопасности технических систем электрических станций

АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», Москва

РТР-062, № 79

О безопасности технических систем диспетчерского управления энергосистемами

АНО «Информационно-консультационный центр "Бизнес-Тезаурус"», Москва

РТР-063, № 80

О безопасности систем электроснабжения

ООО «Крикунов и партнеры», Москва

РТР-066, № 83

О безопасности оперативно-диспетчерского управления энергосистемами

ООО «Крикунов и партнеры», Москва

РТР-067, № 84

Об организации безопасной эксплуатации электрических станций и сетей

ООО «Крикунов и партнеры», Москва

 

Несколько слов о Правилах коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителей. Проект Правил разрабатывался в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, законов РФ «Об обеспечении единства измерений», «Об энергосбережении», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», Жилищного кодекса и других нормативных актов Российской Федерации, действующих в области энергоснабжения.

Правила определяют порядок организации и ведения коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителей на источниках и у потребителей тепловой энергии, а также порядок контроля качества тепловой энергии и режимов потребления тепловой энергии и теплоносителей.

Под коммерческим учетом тепловой энергии и теплоносителей понимается процедура определения количества, качества и режимов потребления тепловой энергии и теплоносителей для коммерческих расчетов между поставщиками и потребителями тепловой энергии и теплоносителей, основанная на результатах измерений, выполненных в соответствии с установленными законодательством требованиями, а также на результатах расчетов, выполненных в соответствии с методами, установленными настоящими Правилами, в случаях выхода из строя или при отсутствии средств измерений, необходимых для измерения указанных величин.

Правила определяют общие положения по организации коммерческого учета отпуска и потребления тепловой энергии и теплоносителей (сетевой воды, пара, конденсата), контроля качества отпускаемой тепловой энергии и теплоносителей, режимов их потребления, а также общие технические требования к средствам измерений и узлам учета тепловой энергии и теплоносителей в целом, включая требования к организации их эксплуатации.

Определение количества тепловой энергии, количества (массы) теплоносителя, а также расходов, температур и давлений теплоносителей должно осуществляться на основании измерений, выполняемых в соответствии с требованиями закона РФ «Об обеспечении единства измерений». При этом измерению подлежат все физические величины, которые используются в договорах теплоснабжения, а также в договорах купли-продажи тепловой энергии и теплоносителей и договорах на оказание услуг по передаче тепловой энергии (мощности) и теплоносителей (договор теплоснабжения) и позволяют определить количество, качество и режим потребления тепловой энергии и теплоносителей в соответствии с действующим законодательством (Гражданским кодексом РФ).

(журнал ««ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ» № 2, 2006 г.)