О СНиП 12-01-2004

До недавнего времени основным нормативным документом, определяющим организационно-технологическое проектирование, был СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства». В течение последних двух десятков лет он служил настольной книгой для технологов строительного производства и организаторов строительства.

С 1.01.2005 г. постановлением Госстроя России от 19.04.2004 г. № 70 введен СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», носящий рекомендательный характер и устанавливающий для добровольного применения общие правила ведения строительства, сложившиеся в практике и обусловленные действующим законодательством. Изложенные в нем общие положения по организации строительства значительных изменений не претерпели, однако нормативные требования к составу и содержанию организационно-технологической документации изменились кардинально.

Если СНиП 3.01.01-85* в пп. 3.8 и 3.11 и соответствующих приложениях устанавливал обязательный состав и содержание проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР), то в СНиП 12-01-2004 такой производственно-технологический документ, как ППР, даже не упоминается. Более того, полностью отсутствуют какие-либо рекомендации по форме, составу и содержанию организационно-технологической документации производственного характера, т. е. документации исполнителя работ. Правда, п. 4.2 дает некоторое представление о ее назначении. Организационно-технологическая документация исполнителя работ должна обеспечивать возможность выполнения в процессе строительства требований законодательства об охране труда, окружающей среды и населения, а также возможность выполнения всех видов контроля, необходимого для оценки соответствия выполняемых работ требованиям проектной, нормативной документации и (или) условиям договора. Тоже повторяет п. 4.9 - в применяемой исполнителями работ организационно-технологической документации должны быть документированные процедуры на все виды производственного контроля качества, необходимые для реализации проекта.

Значительно повышается роль договора подряда и распорядительной документации. Именно они, в случае, когда в составе проектной документации не разрабатывается ПОС, определяют порядок приемки закопченного строительством объекта, а также перечень контрольных процедур оценки соответствия, выполняемых по завершении определенных этапов строительства. Распорядительным документом администрации предприятия-застройщика и исполнителя работ определяют порядок согласованных действий при подготовке и ведении строительно-монтажных работ на территории действующих производственных объектов. Возможно, с разработкой и принятием технических регламентов в области строительства многие спорные вопросы, касающиеся организационно-технологического проектирования, будут сняты. Правда, после вступления в действие закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» прошло уже около двух лет. Однако как было отмечено на расширенном заседании экспертного совета по строительству, архитектуре и строительной индустрии Комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, состоявшемся 30 марта 2005 г., в Государственную думу пока еще не внесено ни одного проекта технического регламента в строительстве, а их предполагаемый к разработке объем не соответствует нуждам строительного комплекса, не принята и концепция технического регулирования в строительстве.

В реально сложившейся ситуации отмененными постановлением Госстроя России СНиПами, взамен которых разработаны новые (около 10), пользоваться нельзя; не зарегистрированными Минюстом России, но введенными Госстроем России вновь или взамен отмененных (около 15 документов) - можно, но лишь как актами рекомендательного характера (п. 3 ст. 4 закона «О техническом регулировании») и с учетом п. 1 ст. 46 этого же закона. И, наконец, все принятые до июля 2003 г. СНиПы в соответствии с п. 1 ст. 46 закона подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Все остальные записи, приведенные в СНиПах, носят рекомендательный характер и устанавливают правила для добровольного применения. Определить где какая часть, даже после разъяснений Госстроя России (письмо от 22.12.2003 г. № ЛБ-8381/9), очень непросто.

На что же ориентироваться в сложившейся ситуации при разработке организационно-технологической документации? Сначала ответим на вопрос: обязательны ли при строительстве организационно-технологические документы, и если да, то какие именно? На первую часть вопроса ответ однозначный: бесспорно, обязательны.

Так, Градостроительный кодекс РФ в п. 12 ст. 48 в состав проектной документации объектов капитального строительства наряду с другими разделами включает «проект организации строительства» и «проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей». Следовательно, па все объекты капитального строительства и их части, строящиеся, реконструируемые, а также в случаях проведения капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности (п. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), разработка ПОС обязательна. Исключение могут составлять лить объекты индивидуального жилищного строительства (п. 3 ст. 48). Состав и требования к содержанию разделов проектной документации (п. 13 ст. 48) должны быть установлены правительством РФ.

Обязательными, в соответствии с п. 1 ст. 46 закона «О техническом регулировании», как соответствующие целям защиты жизни и здоровья граждан остаются требования п. 4.18 СНиП 12-03-2001 о недопущении осуществления работ без ПОС и ППР, содержащих решения по безопасности труда.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин (ПБ 10-257-98, ПБ 10-382-00, ПБ 10-518-02, ПБ 10-611-03) устанавливают обязательность разработки ППР при выполнении строительно-монтажных работ с их применением. Кроме того, для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и складирования грузов кранами на базах, складах, площадках обязательны технологические карты.

Строительство подземных сооружений как закрытым, так и открытым способом, согласно Правилам безопасности при строительстве подземных сооружений (ПБ 03-428-02), без ПОС и ППР также запрещается.

Теперь о составе и содержании организационно-технологической документации. Состав и соде ПОС должны быть определены заказчиком про документации в договоре и задании на проектирование. При этом можно ориентироваться на упомянутый ранее п. 4.4. СНиП 12-01-2004, а также Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве (распоряжение от 11.04.2000 г. № 378-РМ) и пп. 2.1.27, 2.1.30, 2.1.31 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в Москве (постановление от 07.12.2004 г. № 857-ПП), если речь идет о строительстве в Москве. Необходимо обратить внимание на то, что Правила, введенные в действие с 01.01.2005 г., в значительной степени расширяют требования к разрабатываемым в ПОС мероприятиям, направленным на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта зданий и сооружений.

Так, согласно п. 2.1.27 Правил «проект организации строительства, разрабатываемый в составе проектной документации (при необходимости), должен в соответствии с актом разрешенного использования земельного участка, градостроительными, строительными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами устанавливать границы участка строительства, определять проектные решения на участке строительства и прилегающей территории по предотвращению чрезвычайных ситуаций, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, благоустройству, озеленению, организации транспортного и пешеходного движения, размещению стоянок индивидуальных автомобилей и остановок общественного транспорта, инженерному обеспечению, организации обслуживания населения в период строительства, а также определять сроки и очередность выполнения работ. Указанные проектные решения подлежат согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти Москвы и городскими организациями, государственной экспертизе градостроительной и проектной документации, а также подлежат государственной экологической экспертизе в порядке и в сроки, установленные законодательством».

Кроме того, в составе ПОС, согласно п. 2.1.30, предусматриваются мероприятия по охране, гигиене труда и окружающей среды (производственному контролю за соблюдением санитарных правил при производстве работ), разработанные в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» и СанПин 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ»,

Особые требования предъявляются к проектно-технологической документации на выполнение строительно-монтажных работ с применением грузоподъемных машин.

В ПОС с применением грузоподъемных кранов должны предусматриваться:

- соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету крюка (грузовая характеристика крана);

- обеспечение безопасного расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

- условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

- условия безопасной работы нескольких кранов;

- складские площадки.

Состав и содержание ПНР на строительстве объектов в Москве определены «Правилами подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве». В соответствии с п. 2.6.3 состав и содержание ППР должны отвечать требованиям СП 12-136-2002 и приложения 4 к ним. Кроме того, положения раздела 2.6 Правил конкретизируют отдельные требования к составным частям ППР. Ужесточены требования к проектным, проектно-конструкторским организациям, а также проектно-технологическим институтам, оказывающим услуги в разработке ППР по заказу генеральных, подрядных и субподрядных строительно-монтажных организаций. Согласно п. 2.6.4, они должны иметь сертификаты соответствия, полученные в добровольных системах сертификации.

Определенный интерес для подготовки ПОС и ППР представляют нормативно-технические и методические документы, разработанные ОАО «ПКТИ промстрой» для организаций строительного комплекса Москвы: «Организационно-технологический регламент строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки», «Рекомендации по устройству пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта на строительной площадке», «Методическое пособие но разработке решений по экологической безопасности строительства в составе ПОС и ППР».

Как уже отмечалось, организационно-технологическая документация обязательно должна содержать конкретные проектные решения по охране труда и промышленной безопасности. В настоящее время порядок разработки, состав и содержание решений, разрабатываемых с учетом требований охраны труда в проектно-технологической документации по организации строительства и производства работ (ПОС и ППР), определяют:

- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1.Общие требования»;

- СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2.Строительное производство»;

- СП 12-136-2002 «Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ».

Согласно ст. 9.5.18 ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных кранов должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк). Содержание этого проекта регламентируется вышеуказанной статьей.

Строительно-монтажные работы с применением крапов-манипуляторов должны выполняться по проекту производства работ, содержание которого определяется ст. 5.5.10 ПБ 10-257-98 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов».

Ст. 4.5.12 ПБ 10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» устанавливает обязательные требования к содержанию проекта производства работ с применением строительных подъемников.

Технологические карты па погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов грузоподъемными кранами и кранами-манипуляторами па базах, складах и площадках должны разрабатываться с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76*.

Особый интерес при подготовке ПОС и ППР представляют «Рекомендации по установке и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, строительных подъемников, грузоподъемных кранов-манипуляторов и подъемников (вышек) при разработке проектов организации строительства и проектов производства работ», создан ОАО «ПКТИ промстрой» и введенные в действие с 01.11.2004 г. распоряжением Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы от 28.10.2004 г. № 85. В рекомендациях кроме основных требований к ПОС и ППР с применением грузоподъемных машин приведены методики подбора грузоподъемных машин и привязки их к строящимся объектам, расчета зон, образующихся при работе грузоподъемных машин и их ограничения. Отдельная глава посвящена организации работы грузоподъемных машин в охранной зоне линий электропередачи. Очень полезной будет информация, представленная в главах, посвященных разработке стройгенпланов и технологических схем. Для каждого вида грузоподъемных машин разработаны указания по их безопасной работе, которые должны отражаться в ППР. Значительное место отведено организации погрузочно-разгрузочных работ, складированию материалов, конструкций, изделий и оборудования, в том числе с использованием выносных грузоприемных площадок. В отдельную главу вынесены специальные мероприятия по реконструкции и разборке зданий. Рекомендации насыщены графическим материалом, расчетными формулами и таблицами.

В соответствии со СНиП 12-01-2004 основным условием успешной реализации проекта является наличие организационно-технологической документации, устанавливающей документированные процедуры на все виды производственного контроля качества. Такими документами могут быть технологические карты на отдельные виды строительно-монтажных работ или на монтаж конкретных конструкций (изделий), технические регламенты операционного контроля качества строительно-монтажных и специальных работ при возведении зданий и сооружений, а также схемы операционного контроля качества. Эта документация может быть как типовой, так и индивидуальной на конкретный объект. Получив проектную документацию, исполнитель работ оценивает достаточность наличной производственно-технологической документации для осуществления работ и при необходимости разрабатывает дополнительные документы или дорабатывает имеющиеся.

 

С.Ю. Едличка, генеральный директор ОАО «ПКТИпромстрой», к.т.н., засл. строитель РФ

В.И. Сусов, зам. генерального директора ОАО «ПКТИпромстрой»

(Журнал «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» № 3, 2006 г.)