Типовая инструкция по охране труда для маляра

 

ТОИ Р-218-36-94

 

Утверждена

Федеральным дорожным департаментом

Минтранса РФ 24 марта 1994 г.

 

Вводится в действие с 1 июля 1994 г.

 

Общие требования безопасности

Требования безопасности перед началом работы

Требования безопасности во время работы

Требования безопасности в аварийных ситуациях

Требования безопасности по окончании работы

 

Общие требования безопасности

 

1. К работе маляром допускаются лица, не моложе 18 лет, признанные годными к данной работе медицинской комиссией, прошедшие специальное обучение безопасным методам и приемам производства работ и имеющие квалификационное удостоверение.

2. Вновь поступающий на работу маляр допускается к работе только после прохождения им вводного инструктажа по безопасности труда, экологическим требованиям и первичного инструктажа на рабочем месте, о чем должны быть сделаны записи в соответствующих журналах с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

3. Периодическая проверка знаний маляра по безопасности труда должна проводиться один раз в 12 месяцев.

4. Маляр должен проходить повторный инструктаж не реже одного раза в 3 месяца.

5. При изменении требований безопасности или условий труда (изменение технологического процесса, замена оборудования, приспособлений и инструмента, изменение других факторов, влияющих на безопасность труда), при нарушении требований безопасности труда, которые привели или могут привести к травме, аварии или пожару, а также при перерывах в работе более, чем 30 календарных дней, маляр должен пройти внеплановый инструктаж. При регистрации внепланового инструктажа указывается причина его проведения.

6. Маляр обязан:

- выполнять правила внутреннего трудового распорядка и повседневные указания мастера (прораба);

- помнить о личной ответственности за соблюдение требований безопасности при производстве работ и за безопасность товарищей по работе;

- пользоваться выданной спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями;

- следить за исправностью и эффективностью работы местной вытяжной вентиляции и общеобменной приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением;

- не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц;

- выполнять только ту работу, по которой проинструктирован и допущен мастером (прорабом);

- не выполнять распоряжений, если они противоречат требованиям безопасности, о чем поставить в известность вышестоящего руководителя;

- знать правила технической эксплуатации применяемого оборудования и инструмента и безопасные способы подключения и отключения их от воздухопровода, а также основные причины неисправности и безопасные способы их устранения;

- знать местонахождение запорных воздушных кранов, вентилей и электрорубильника.

7. Рабочие места должны быть обеспечены испытанными инвентарными ограждениями, защитными и предохранительными устройствами, приспособлениями.

8. В местах применения нитрокрасок и других лакокрасочных материалов и составов, образующих взрывоопасные пары, запрещаются действия с применением огня или вызывающие искрообразование. Электропроводка в этих местах должна быть на время производства покрасочных работ обесточена или выполнена во взрывобезопасном исполнении.

9. Запрещается приготовлять малярные составы, нарушая требования инструкции завода-изготовителя краски, а также применять растворители, на которых нет сертификата с указанием о характере вредных веществ.

10. Запрещается производить малярные работы на неогражденных рабочих местах, расположенных на высоте более 1 м над уровнем пола или перекрытием, в неосвещенных или затемненных местах.

11. В случае нецелесообразности устройства лесов или подмостей маляр при работе на высоте обязан пользоваться испытанным предохранительным поясом.

Места закрепления предохранительного пояса должны быть указаны мастером (прорабом).

12. Запрещается производить наружные малярные работы на лесах во время грозы, гололеда, тумана, при ветре силой 15 м/с и более.

13. Грузы на лесах и подмостях должны быть расположены в соответствии с вывешиваемыми на рабочем месте схемами размещения и величинами нагрузок, допускаемых на эти леса и подмости.

Скопление на настилах людей в одном месте запрещается.

14. Маляр получает индивидуальные предохранительные приспособления (пользоваться ими разрешается только после специального инструктажа):

- при шлифовании поверхностей, работе с пневматическим окрасочным аппаратом, при механизированном нанесении шпаклевки на поверхность и ее зачистке, при окраске и огрунтовке поверхностей - защитные очки 3Н4-72 или 3M13-T;

- при работе с парами органических растворителей - респиратор ШБ-I "Лепесток", "Кама" или "Снежок - П";

- при работе на высоте - пояс предохранительный;

- при промывке стен раствором соляной кислоты - защитные очки 3Н4-72, 3H13-T, резиновые сапоги и перчатки кислотостойкие, фартук;

- при окраске строительных конструкций, аппаратуры и закрытых емкостей перхлорвиниловыми лаками - противогазы с принудительной подачей чистого воздуха.

15. Материалы на строительной площадке следует хранить:

- масляные краски, лакокрасочные материалы - в отдельном огнестойком и вентилируемом помещении;

- клей - в герметически закрытой таре на расстоянии не менее 2 м от системы отопления;

- раствор кислоты - в плотно закрытых стеклянных бутылях, имеющих бирку (ярлык), в плетеных корзинах, которые устанавливаются на полу в один ряд.

 

Требования безопасности перед началом работы

 

16. Перед началом работы маляр должен:

- надеть спецодежду, приготовить средства индивидуальной защиты (очки, респиратор), для предохранения кожи рук и лица нанести на кожу защитную мазь;

- осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы;

- проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому;

- проверить наличие и исправность оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты. Особое внимание обратить на исправность шлангов красконагнетательного бачка с краскораспылителем (пульверизатором), масловодоотделителя, манометра и предохранительного клапана;

- проверить надежность настила лесов, подмостей, передвижных столиков, стремянок и т.д.;

- включить общую и местную вентиляцию.

17. Запрещается работать неисправными инструментом и приспособлениями или на неисправном оборудовании.

 

Требования безопасности во время работы

 

18. Во время работы маляр должен:

- производить окраску только при включенной вентиляции;

- принимать лакокрасочные материалы для работы только в таре, имеющей бирку (ярлык) с точным наименованием содержимого.

19. Хранить в окрасочном цехе лакокрасочные материалы в количестве, не превышающем сменной потребности, и только в закрытой таре. Взаимно реагирующие вещества хранить только раздельно.

20. Проявлять особую осторожность при работе с нитрокрасками, так как они легко воспламеняются, а пары их растворителей, смешиваясь с воздухом, образуют взрывчатые смеси.

21. Применять для окраски эмали, краски, грунтовые и другие материалы, содержащие свинцовые соединения, только в исключительных случаях, когда их замена менее токсичными материалам невозможна по техническим причинам.

Лакокрасочные материалы, в состав которых входят дихлорэтан и метанол, разрешается применять только при окраске кистью.

22. При работе с пневматическим инструментом необходимо:

- убедиться в исправности рабочей части инструмента (удочки, форсунки, пистолет-распылитель, машинки для шлифовки прошпаклеванной поверхности и др.);

- разъединять и соединять шланги только после прекращения подачи воздуха;

- проверить наличие и исправность манометра, клейм; периодически следить за показателями манометра;

- включать инструмент только после установки его в рабочее положение.

23. Следить, чтобы шланги не были согнуты, не прикасались к тросам, электрокабелю или шлангам газорезочных аппаратов.

24. Замерзшие шланги следует отогревать в теплом сухом помещении. Отогревать паром запрещается.

25. При перерыве в работе или обнаружении неисправности механизмов следует немедленно отключить подачу воздуха, перекрыть воздушный вентиль. Перегибать шланг или завязывать его узлом для прекращения подачи воздуха запрещается.

26. При обнаружении неисправности пневматический инструмент необходимо сдать слесарю.

27. Перед работой пистолетом-распылителем или удочкой проверить надежность креплений шлангов к инструменту и бачку.

28. Очистку поверхности под окраску ручным и механизированным способом, а также ее обезжиривание производить только в местах, оборудованных местным отсосом.

При удалении старой краски химическим способом обязательно надевать резиновые перчатки и удалять краску с помощью шпателя.

29. При окраске кузовов автобусов, крупных емкостей и другого высоко расположенного оборудования пользоваться прочно установленными подмостями с поручнями и необходимыми приспособлениями, а также лестницами-стремянками.

Нижние концы лестниц должны иметь острые металлические наконечники при деревянных полах, резиновые - при бетонных и каменных.

30. Настилы лесов, подмостей, лестницы-стремянки периодически во время работы и после ее окончания необходимо очищать от строительного мусора.

31. Приготовление красок производить только в изолированном от окрасочного отделения помещении, при этом надевать респиратор и защитные очки.

32. При окраске, выполняемой на открытом воздухе, находиться с подветренной стороны.

33. Малярные работы внутри емкостей производить только при наличии принудительной вентиляции с обязательным использованием респиратора звеном из трех человек (из них двое страхующих находятся вне емкости), имеющих соответствующий наряд-допуск.

34. Тару с взрывоопасными материалами (лаки, нитрокраски и т.п.) во время перерывов в работе следует закрывать пробками или крышками и открывать инструментом, не вызывающим искрообразования.

35. Во избежание загрязнения пола и оборудования лакокрасочными материалами, переливать их из одной тары в другую на металлических поддонах с бортами не ниже 50 мм.

36. Разлитые на пол краски и растворители немедленно убрать с использованием песка или опилок и удалить из окрасочного цеха.

37. Обтирочный материал после использования складывать в металлические ящики с крышками и по окончании смены выносить из производственных помещений в специально отведенные для этой цели места.

Не оставлять грязный обтирочный материал на ночь.

38. На окрасочных участках и в местах хранения красок и растворителей не пользоваться открытым огнем и не применять искрообразующие приспособления и оборудование.

39. Пустую тару из-под лакокрасочных материалов отправлять на специальную площадку (склад) вне окрасочного помещения.

40. Запрещается применение лаков, красок, клеев, растворителей и разбавителей при отсутствии паспортных данных, а также импортных клеев и мастик без фирменных указаний и инструкций по их применению.

41. Запрещается курить и принимать пищу на рабочем месте маляра.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

42. О выявленных нарушениях требований охраны труда и случаях травматизма немедленно сообщить мастеру (прорабу).

43. Оказать первую помощь пострадавшему на производстве, принять меры по устранению нарушений требований безопасности.

44. Помнить, что нарушение требований производственной санитарии при малярных работах может привести к заболеваниям кожи, внутренних органов, а в отдельных случаях - к отравлению.

45. Для защиты кожного покрова следует применять перчатки двухслойные из латекса, защитную мазь Селисского.

 

Требования безопасности по окончании работы

 

46. По окончании работы маляр обязан:

- отключить от сети механизированный инструмент и оборудование; после полной остановки движущихся частей очистить их механизмы;

- продуть шланги пневмоинструмента; после сброса давления разъединить их и убрать в отведенное место;

- убрать инструмент и приспособления, привести в порядок рабочее место;

- снять спецодежду, спецобувь, предохранительные приспособления и привести их в порядок, и убрать в предназначенное для них место;

- выключить вентиляцию;

- принять душ с мылом;

- обо всех замеченных неполадках и возможных нарушениях охраны труда доложить мастеру (прорабу).

 

Согласовано:

Центральным комитетом профсоюза работников         

автомобильного транспорта и дорожного хозяйства     

 

январь 1994 г.