ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

ТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ
И ПОЛУПРИЦЕПЫ

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

ГОСТ 12105-74

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ТЯГАЧИ СЕДЕЛЬНЫЕ И ПОЛУПРЕЦЕПЫ

Присоединительные размеры

Truk tractors and semi-trailers. Connecting dimensions

ГОСТ
12105-74

Взамен
ГОСТ 12105-66

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 7 марта 1974 г. № 561 срок введения установлен

с 01.01.75

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

1. Настоящий стандарт распространяется на седельные тягачи и автомобильные полуприцепы, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети СССР и оборудованные седельно-сцепными устройствами по ГОСТ 28247-89 и сцепными шкворнями по ГОСТ 12017-81.

Стандарт не распространяется на седельные тягачи и полуприцепы, изготовленные на базе внедорожных автомобилей и автомобилей многоцелевого назначения, на автопоезда, у которых через шкворень полуприцепа осуществляется передача мощности для привода активных осей полуприцепа или различных механизмов; установленных на полуприцепе, а также на специализированные полуприцепы со ступенчатой рамой, имеющие грузовую платформу (площадку), низко расположенную между тягачом и осью (тележкой) полуприцепа.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

2. Весовые параметры и габаритные размеры автопоезда, в составе седельного тягача с полуприцепом - по нормативно-технической документации на тягач и полуприцеп.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

3. (Исключен, Изм. №4).

4. Размеры, определяющие положение седельно-сцепного устройства на тягаче и сцепного шкворня на полуприцепе, свободное пространство тягачей и полуприцепов, а также допустимые углы наклона полуприцепа по отношению к тягачу в продольном (α и β) и поперечном (δ), направлениях, должны соответствовать указанным на черт. 1, 2 и в табл. 1.

Расположение седельно-сцепного устройства на тягаче

l1 - расстояние между осью седельно-сцепного устройства и задней осью тягача; b - габаритная ширина по шинам задней оси тягача; r - радиус шин в незагруженном состоянии; r1 - радиус шин под нагрузкой

Черт. 1

Свободное пространство тягачей и полуприцепов

Черт. 2

Свободное пространство тягачей (кроме тягачей, техническое задание на проектирование которых утверждено до 1 января 1985 г.), перед осью седельно-сцепного устройства должно быть снаружи пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью радиусом (R1+80) и высотой 250 мм, переходящей выше 250 мм (в точке х) в коническую поверхность с образующей под углом α1 к оси вращения; сзади - детали конструкции тягача должны находиться внутри пространства, ограниченного цилиндрической поверхностью с радиусом (R2-100) мм.

Таблица 1
Размеры, мм

Наименование показателей

Число задних осей тягача

Вертикальная статическая нагрузка на седельно-сцепное устройство, кН (тс)

от 19,6(2) до 39,2(4)

св. 39,2(4) до 63,7(6,5)

св. 63,7(6,5) до 83,3(8,5)

св. 83,3 (8,5)

Радиус габарита перед ней части полуприцепа R1 не более

1

1150

1400

1670

1670

2040

2 или 3

Расстояние от шкворня до близлежащей части механизма опорного устройства полуприцепа (при наличии ступеньки - до нее) R2, не менее

1

1340

1500

1900

1900

1900

2300

(2150)

2 или 3

Высота верхней плоскости седельно-сцепного устройства тягача от уровня дороги h:

под номинальной нагрузкой

-

1100-1130

1130-1200

1150-1300

1150-1300

без полуприцепа, не более

 

1250

1320

1400

1400

Угол наклона полуприцепа вперед от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа α, не менее

8°

Угол наклона образующей конической поверхности зоны свободного пространства тягача α1

Угол наклона полуприцепа назад от горизонтального расположения опорного листа полуприцепа β, не менее

Примечания:

1. Размер h не распространяется на тягачи со всеми ведущими осями и на полуприцепы к ним.

Для тягачей, предназначенных для транспортирования контейнеров типа 1АА по ГОСТ 18477-79, с полуприцепом и пустым контейнером размер h не должен превышать 1250 мм.

Размер h для седельно-сцепного устройства тягача под номинальной нагрузкой проверяют по формуле

h≥0,137l1+0,095b+r+r1-143,5,

где l1, b, r и r1 cм. Черт. 1.

2. Размер R2, указанный в скобках, определяет соответствующие присоединительные размеры седельных тягачей со всеми ведущими осями и полуприцепов к ним.

3. Углы наклона полуприцепов к тягачам со всеми ведущими осями вперед и назад должны задаваться техническим заданием на проектирование седельных тягачей и полуприцепов.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3, 4).

5. Размеры предельного контура нижней передней части полуприцепа должны соответствовать указанным на черт. 4* и в табл. 2.

________

* Черт. 3 (Исключен, Изм. № 2)

Таблица 2
Размеры в мм

Вертикальная нагрузка на седло, кН (тс)

R2 (по табл. 1)

S

ε, не более

не менее

От 19,6 (2) до 39,2 (4)

1340

500

Св. 39,2 (4) до 63,7 (6,5)

1500

1900

750

30'

Св. 63,7 (6,5)

1900

2300

(7°30')

Примечание. Угол ε, указанный в скобках, устанавливается для полуприцепов, имеющих R2 равным 1900 мм, техническое проектирование которых завершено до 1 января 1984 г.

Черт 4

(Измененная редакция, Изм. №2, 4).

6. Высота расположения опорного листа полуприцепа должна обеспечивать горизонтальное положение груженого полуприцепа, сцепленного с соответствующим ему по величине допускаемой вертикальной нагрузки на седло седельным тягачом, при движении по прямой на горизонтальном участке пути. Допускаемое отклонение от горизонтального положения груженого полуприцепа, сцепленного с тягачом (повышение передней части пола полуприцепа по отношению к задней или понижению ее) не должно превышать 2°. При этом углы наклона полуприцепа α и β уменьшаются на соответствующую величину отклонения.

Полуприцепы к седельным тягачам со всеми ведущими осями должны обеспечивать указанный угол наклона при сцепке со штатным тягачом.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

7. Ширина опорного листа полуприцепа не должна быть менее ширины верхней опорной плоскости седельно-сцепного устройства, соответствующего величине допускаемой вертикальной нагрузки,

8. (Исключен, Изм. № 2).

9. Конструкцией седельного тягача должна быть обеспечена возможность наклона полуприцепа относительно тягача в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тягача на угол α и β от горизонтального положения плиты седла и поворота полуприцепа относительно тягача в горизонтальной плоскости на угол φ равным ±90°, а при наличии третьей степени свободы у седла с его поперечным наклоном на угол δ равным 3°.

При этом поворот полуприцепа в горизонтальной плоскости на угол φ до 25° должен быть возможен при его продольном наклоне на углы α и β, значения которых указаны в табл. 1, а поворот от 25 до 90° - при его продольном угле наклона, изменяющемся от максимального значения до 0° или до 3° при наличии третьей спепени свободы у седла.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

О.И. Гируцкий к.т.н., (руководитель темы), А.Д. Рудаков, Н.М. Варыпаев, Б.В. Кисуленко к.т.н., И.И. Малашков к.т.н.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 07.03.74 № 561

3. Срок первой проверки - 1996

4. Стандарт полностью соответствует требованиям ИСО 1726-89

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 12017-81

ГОСТ 18477-79

ГОСТ 28247-89

1

1

4

7. Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 28.09.84 № 3473

8.ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1996 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, утверждеными в январе 1981 г., сентябре 1984 г., марте 1990 г., ноябре 1991 г. (ИУС 1-81, 1-85, 5-90, 2-92)