МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(Центроргтруд)

СБОРНИК
КАРТ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВЫПУСК IV

Карта трудового процесса

Возведение насыпи земляного полотна
автомобильной дороги бульдозером ДЗ-8

КТП-4.11-2001

Москва

2001

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область и эффективность применения карты.. 2

2. Подготовка и условия выполнения процесса. 2

3. Исполнители, предметы и орудия труда. 3

4. Технологический процесс и организация труда. 3

5. Приемы труда. 4

 

Карта трудового процесса

Возведение насыпи земляного полотна автомобильной дороги бульдозером ДЗ-8

Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора

КТП-4.11-2001
(Е-2-1-22-2б, 28-1б-89)

Взамен КТ-4.12.88

1. Область и эффективность применения карты

1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда машиниста бульдозера при возведении земляного полотна высотой 1,0 - 1,5 м из одностороннего резерва в грунте 2 группы нормальной влажности и перемещением его на небольшие расстояния, до 20 м.

1.2. Показатели производительности труда:

п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

по ЕНиР

по карте

1.

Выработка на 1 чел.-день

м2

388

421

2.

Затраты труда на 100 м3 по обмеру в плотном состоянии, при перемещении на 20 м

чел.-час

2,06

1,9

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки достигается в результате применения траншейно-полосного способа возведения земляного полотна с клиновой схемой зарезания.

Использование методов и приемов труда, рекомендуемых картой, позволит снизить затраты труда и повысить выработку до 9 %.

2. Подготовка и условия выполнения процесса

2.1. До начала работ по возведению земляного полотна должны быть выполнены подготовительные работы:

- восстановление и закрепление на местности разбивочных знаков;

- контрольные промеры продольной линии с установкой дополнительных плюсовых точек и разбивкой поперечников;

- осмотр участка работ машинистом бульдозера и подготовка машины к работе.

2.2. Работа бульдозера по отсыпке насыпи из одностороннего бокового резерва начинается на расстоянии 6 - 6,5 м от внутренней бровки резерва.

2.3. При возведении земляного полотна из грунта 2 группы нормальной влажности и в районах с равнинным характером местности - рациональнее применять клиновую схему зарезания грунта.

Клиновидная схема зарезания грунта

Процесс зарезания состоит из заглубления отвала бульдозера в грунт до глубины 0,15 - 0,2 м.

2.4. Для устранения потерь грунта при перемещении и повышения производительности бульдозера, рекомендуется применять траншейно-полосный способ перемещения грунта. При работе по этому способу грунт перемещают в насыпь по траншеям, между которыми оставляют стенки шириной до 1 м. Глубину траншей выбирают в зависимости от высоты и ширины резерва (не глубже 1 м).

2.5. Первое зарезание делают на участке, прилегающем к насыпи. По мере приближения участков зарезания к противоположному концу выемки постепенно углубляют траншею, чтобы уклон в сторону насыпи составил 80 - 120 %. С увеличением уклона повышается производительность бульдозера. Стенки между траншеями срезают косыми проходами с перемещением грунта по имеющимся траншеям.

2.6. Переместив разработанный грунт в насыпь, машинист несколькими продольными ходами разравнивает грунт до заданной толщины слоя. Для получения равномерного слоя грунт следует разгружать путем постепенного подъема отвала.

2.7. Толщина слоя грунта принимается в зависимости от вида грунта и типа уплотняющей машины. Грунт 2 группы рекомендуется отсыпать слоями до 0,3 м.

2.8. Машинист должен быть одет в спецодежду.

2.9. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99).

3. Исполнители, предметы и орудия труда

3.1. Исполнители.

1. Машинист бульдозера                             6 разряд (М1)                         1

3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.

№ п/п

Наименование

Кол-во

1

2

3

1.

Бульдозер ДЗ-8 (Д-271) на базе трактора Т-100

1

2.

Комплект инструментов

1

3.2. Спецодежда и спецобувь.

1. Комбинезон хлопчатобумажный                                                         1

2. Рукавицы комбинированные двупалые                                              1 пара

4. Технологический процесс и организация труда

4.1. Работы по возведению насыпи земляного полотна автомобильной дороги бульдозером выполняются в технологической последовательности:

- зарезание и набор грунта;

- перемещение грунта;

- разгрузка грунта в насыпь с разравниванием;

- холостой ход.

4.2. График трудового процесса

4.3. Схема организации рабочего места

1 - 7 последовательно разрабатываемые траншеи, 8 - стенки между траншеями

5. Приемы труда

№ п/п

Наименование операций

Характеристика приемов труда

1

2

3

1.

Зарезание грунта и набор грунта

Зарезание грунта начинается на участке, прилегающем к насыпи. После первых 4 - 5 зарезаний, необходимо отступить 1,5 - 2,0 м и делать следующие зарезания. Глубина заглубления отвала бульдозера составляет 0,15 - 0,2 м. По мере приближения участков зарезания к противоположному концу выемки постепенно углубляют траншею.

2.

Перемещение грунта

Перемещение грунта к месту укладки начинается по окончании набора его перед отвалом, выполняется на 1-ой передаче. Для устранения потерь грунта при перемещении рекомендуется применять траншейно-полосный способ.

3.

Разгрузка грунта в насыпь с разравниванием

Разгрузку следует начинать у противоположной резерву стороны насыпи. Бульдозер останавливается, и отвал освобождается от грунта. Для получения равномерного слоя, грунт следует разгружать путем постепенного подъема отвала.

4.

Холостой ход

Освободив отвал от грунта, бульдозер на 4-ой передаче заднего хода возвращается в резерв.