МИНДОРСТРОЙ УССР

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ
И ВЫЕМОК ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Разработаны трестом Оргдорстрой
Миндорстроя УССР
Рекомендованы Главным научно-техническим
управлением Миндорстроя УССР для внедрения
в дорожно-строительное производство

КИЕВ «БУДИВЭЛЬНЫК» 1990

Разработали: И.М. Кравченко, Е.Н. Суходуб

Редакция литературы по жилищно-коммунальному хозяйству

Зав. редакцией М.С. Литвин

Редактор Н.И. Курбанова

Приведены рациональные решения по организации и технологии производства работ, способствующие повышению производительности труда, улучшению качества и снижению стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог.

Для специалистов и рабочих дорожно-строительных организаций.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Технологические карты на укрепление откосов земляного полотна разработаны в целях обеспечения дорожного строительства рациональными решениями по технологии и организации дорожно-строительного производства, способствующими повышению производительности труда, улучшению качества и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.

В комплект включены технологические карты на укрепление откосов насыпей и выемок травами, дерном, синтетическими материалами, грунтами, обработанными вяжущими (ТК-08-01-89 ... ТК-08-07-89), а также на укрепление откосов каменными материалами и бетонными плитами (ТК-08-08-89 ... ТК-08-15-89).

При составлении технологических карт были использованы материалы республиканского патентного фонда УкрНИИНТИ, производственный опыт работы передовых дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР.

Технологические карты предназначены для практического применения при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, при разработке проектно-технологической документации, а также для обучения рабочих и инженерно-технических работников дорожно-строительных организаций передовой технологии и организации работ.

Организационно-технические и технологические решения, которые легли в основу при разработке карт, соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП), единых норм и расценок на строительные и монтажные работы (ЕНиР) и обеспечивают достижение высоких технико-экономических и качественных показателей.

Во всех случаях применения технологических карт необходима привязка их к местным условиям.

 

УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ НАСЫПЕЙ И ВЫЕМОК КАМЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ,
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ И БЕТОННЫМИ ПЛИТАМИ

 

ТК-08-09-89 УКРЕПЛЕНИЕ ОТКОСОВ И КОНУСОВ ОДИНОЧНЫМ МОЩЕНИЕМ НА ЦЕМЕНТНОМ РАСТВОРЕ

 

1. Область применения

1.1. Технологическая карта разработана на укрепление откосов и конусов насыпей одиночным мощением камнем размером 14 ... 16 см на цементном растворе по слою щебеночной подготовки толщиной 10 см.

1.2. В состав работ входят:

устройство траншеи под рисберму;

устройство подстилающего слоя из щебня;

устройство каменной призмы;

укрепление откосов насыпи одиночным мощением.

2. Организация и технология производства работ

2.1. До начала производства работ по укреплению откосов и конусов насыпи одиночным мощением на цементном растворе необходимо:

устроить водоотвод;

произвести планировку и уплотнение откосов и конусов в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»;

выполнить геодезические разбивочные работы, обеспечивающие ровность укладки конструктивных слоев и устройство рисбермы в соответствии с требованиями проекта.

2.2. Одиночное мощение выполняется на цементном растворе марки 200, толщина слоя 2 см.

2.3. Работы по укреплению откосов и конусов насыпи одиночным мощением камнем на цементном растворе ведет комплексная механизированная бригада поточным методом на трех захватках (рисунок).

Схема организации и производства работ.

Операции, выполняемые на захватках:

1-я захватка - рытье траншеи под рисберму экскаватором I; доработка траншеи вручную; устройство каменной призмы;

2-я захватка - устройство щебеночной подготовки универсальной землеройно-планировочной машиной II;

3-я захватка - установка асфальтовых планок; устройство одиночного мощения. Стрелкой указано направление потока.

2.4. Численность комплексной механизированной бригады 8 чел.:

Машинист 6 разр..................................... 1

Помощник машиниста 5 разр................. 1

Мостовщик 5 разр.................................... 2

»          4 разр.................................... 1

Плотник 4 разр......................................... 1

Дорожный рабочий 4 разр...................... 1

»              »        2 разр...................... 1

Рабочие владеют смежными профессиями, что позволяет достичь равномерной загрузки членов бригады.

2.5. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:

рытье траншей под рисберму;

срезка недобора грунта вручную;

устройство каменной призмы.

Рытье траншеи производится универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010 (вместимость ковша 0,4 м3) на выброс с последующей планировкой вынутого грунта. Траншею прокладывают вдоль подошвы насыпи согласно установленным разбивочным точкам на глубину, несколько меньшую проектной (на 10 ... 15 см).

Работы по зачистке дна траншеи и доведению ее геометрических размеров до проектных выполняет дорожный рабочий 2 разр. вручную.

Камень размером 20 ... 25 см для устройства каменной призмы доставляют автомобилями-самосвалами и разгружают у края траншеи. Подают камень в траншею экскаватором Э-4010, оборудованным ковшом. В целях обеспечения жесткости конструкции пустоты между камнями нижних рядов заполняют мелкими камнями и засыпают каменной мелочью.

Калькуляция трудовых затрат на устройстве 100 м рисбермы приведена в табл. 1. Сменная производительность звена из 4 чел. - 30 ... 35 м рисбермы.

2.6. На второй захватке выполняются работы по устройству щебеночной подготовки.

Щебеночная подготовка толщиной 10 см устраивается по зачищенному и спланированному откосу. Щебень завозят автомобилями-самосвалами и выгружают на обочине. Распределяют его по откосу универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010, оборудованной ковшом вместимостью 0,4 м3.

Планировка щебня универсальной землеройно-планировочной машиной осуществляется с верхней стоянки. Если вылет стрелы недостаточен для планировки по всей ширине откоса, то нижний участок откоса планируют с нижней стоянки.

После планировки откоса с одной стоянки универсальную землеройно-планировочную машину перемещают по фронту на 2,3 ... 2,4 м и процесс продолжают, перекрывая спланированную полосу на 10 ... 20 см.

Ввиду большой трудоемкости работ по устройству мощения темп потока принят с учетом увязки работ по устройству мощения и оптимальной загрузки универсальной машины Э-4010 на погрузочно-планировочных работах.

2.7. На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:

установка асфальтовых планок;

мощение откоса.

Поверхность укрепляемого откоса разбивается на карты с помощью асфальтовых планок толщиной 3 см в соответствии с рабочими чертежами и типовым проектом «Укрепление русел, конусов и откосов насыпей у малых и средних мостов» (серия 501-203; М., Главтранспроект, 1972).

Для удержания асфальтовых планок в проектном положении их временно закрепляют по бокам металлическими штырями диаметром 16 ... 18 мм длиной 25 ... 30 см. Штыри забивают в грунт через слой щебня.

Камень размером 14 ... 16 см, доставляемый автомобилями-самосвалами, выгружают на обочине и у основания откоса.

Таблица 1

Обоснование

Работа

Состав звена

Измеритель

Объем

На измеритель

На объем

Норма времени, чел.-ч (маш.-ч)

Расценка, р.-к.

Трудоемкость, чел.-ч (маш.-ч)

Прямая заработная плата, р.-к.

Устройство рисбермы

§ Е2-1-14, п. 2б

Устройство траншеи в основании насыпи под рисберму универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010, грунт II группы

Машинист

6 разр. - 1

Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м3

0,9

8,0 (4,0)

7-88

7,20 (3,60)

7-09

§ Е2-1-50, табл. 2, п. 1е

Зачистка траншеи вручную

Землекоп

2 разр. - 1

1 м3

6

1,9 (-)

1-22

11,40 (-)

7-32

§ Е1-3, табл. 2, п. 2, к = 0,97; к = 1,23

Устройство каменной упорной призмы с подачей материала землеройно-планировочной машиной Э-4010, укладкой и сортировкой его вручную

Машинист

6 разр. - 1

Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м3

0,5

2,7 (2,7)

2-13

1,35 (1,35)

1-07

Мостовщик

4 разр. - 1

100 м

1,0

7,76 (-)

6-15

7,76 (-)

6-15

Итого на 100 м рисбермы

27,71 (4,95)

21-63

Укрепление откоса

§ Е2-1-14, п. 2б

Перекидка щебня с обочины на откос универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010

Машинист

6 разр. - 1

Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м3

1,0

8,0 (4,0)

7-88

8,0 (4,0)

7-88

§ Е2-1-42, п. 2

Разравнивание щебня слоем 10 см универсальной землеройно-планировочной машиной Э-4010

Машинист

6 разр. - 1

Помощник машиниста

5 разр. - 1

100 м2

1,0

1,44 (0,72)

1-42

1,44 (0,72)

1-42

По расчету

Установка асфальтовых планок

Плотник

4 разр. - 1

1 м3

3,3

0,54 (-)

0-42,7

1,78 (-)

1-41

По расчету

Устройство мощения камнем на цементном растворе марки 200

Мостовщик

5 разр. - 2

100 м2

1,0

54,32 (-)

50-32

54,32 (-)

50-32

Итого на 100 м2 откоса

65,54 (4,72)

61-03

В карте расстилают цементный раствор слоем толщиной 2 см, поверх которого укладывают камни. В процессе укладки их подбирают по высоте мощения, скалывают отдельные выступы, трамбуют поверхность ручной трамбовкой. После этого приступают к заполнению следующей карты. К месту укладки камни подносят на носилках.

2.8. Калькуляция трудовых затрат на укрепление 100 м2 откоса приведена в табл. 1.

2.9. При операционном контроле качества работ по укреплению откосов и конусов одиночным мощением на цементном растворе следует проверять:

правильность выполнения разбивочных работ;

размещение осевой линии рисбермы в плане и высотные отметки;

качество материалов;

толщину слоя после распределения щебня;

качество планировки, крутизну откосов;

правильность установки асфальтовых планок;

соответствие цементного раствора проектной марке;

качество мощения.

2.10. Качество выполнения работ контролируют в соответствии с табл. 2.

Таблица 2

Операция

Предмет контроля

Вид контроля

Устройство рисбермы

Проектные геометрические размеры, проектные отметки

Визуальный, инструментальный

Устройство щебеночной подготовки

Ровность поверхности, уплотнение

Визуальный

Мощение

Ровность поверхности

»

Примечание. Контроль каждой операции осуществляется мастером в процессе производства работ.

3. Технико-экономические показатели

На 100 м рисбермы:

Затраты труда.......................................... 3,46 чел.-дня

Потребность в машинах........................ 0,62 маш.-смены

Выработка на одного рабочего............. 25 м

Прямая заработная плата звена............. 21 р. 63 к.

На 100 м2 укрепленного откоса:

Затраты труда.......................................... 8,19 чел.-дня

Потребность в машинах........................ 0,59 маш.-смены

Выработка на одного рабочего............. 20 м2

Прямая заработная плата звена............. 61 р. 03 к.

4. Материально-технические ресурсы

4.1. Потребность в материалах для укрепления 100 м2 откосов и конусов одиночным мощением на цементном растворе приведена в табл. 3.

Таблица 3

Обоснование

Материал

Количество, м3

СНиП IV-2-82, Приложение, т. 4, табл. 27-15

Щебень для устройства подготовки

12,8

То же, табл. 27-17

Камень колотый

16,3

По расчету

Цементный раствор

2,2

4.2. Потребность в камне для устройства 100 м рисбермы определена по типовому проекту «Укрепление русел, конусов и откосов насыпей у малых и средних мостов» и составляет 30 м3.

4.3. Потребность механизированной бригады в машинах и приспособлениях определена из расчета их оптимальной загрузки:

Машина универсальная землеройно-планировочная Э-4010............ 1

Трамбовка ручная ТР-4.......................................................................... 1

5. Техника безопасности

5.1. При производстве работ по укреплению откосов и конусов одиночным мощением на цементом растворе необходимо соблюдать правила охраны труда, приведенные в соответствующих разделах «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» и СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

5.2. Машинисты, рабочие и другие работники при выполнении дорожно-строительных работ должны быть обеспечены средствами защиты и специальной одеждой в соответствии с действующими правилами по охране труда и технике безопасности.

5.3. Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности труда не требуется.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения

2. Организация и технология производства работ

3. Технико-экономические показатели

4. Материально-технические ресурсы

5. Техника безопасности