Постановление Правительства РФ от 7 марта 1997 г. № 264
«Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов»
(с изменениями от 31 июля 1998 г., 8 августа 2003 г.)

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила физической защиты ядерных материалов ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, представленных Министерством Российской Федерации по атомной энергии и согласованные Министерством обороны Российской Федерации, Министерством оборонной промышленности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством промышленности Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и Российской академией наук.

2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, осуществляющим деятельность по производству, использованию, хранению, утилизации и транспортировке ядерных материалов или изделий на их основе, а также по проектированию, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, принять до 1 января 1999 г. меры, обеспечивающие приведение физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов в соответствие с требованиями Правил, указанных в пункте 1 настоящего постановления, и утвердить в установленном порядке ведомственные нормативные акты.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                                В. Черномырдин

 

Правила
физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов
(утв. постановлением
Правительства РФ от 7 марта 1997 г. № 264)
(с изменениями от 31 июля 1998 г., 8 августа 2003 г.)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны на основе законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности при осуществлении ядерной деятельности и с учетом международных обязательств Российской Федерации и рекомендаций МАГАТЭ по физической защите ядерных материалов*), ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

*) Под ядерными материалами понимаются также и изделия на их основе.

2. Настоящие Правила устанавливают требования по обеспечению физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов**) на всей территории Российской Федерации, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами независимо от форм собственности, источников финансирования и ведомственной принадлежности, осуществляющими ядерную деятельность, а также федеральными органами исполнительной власти, координирующими и контролирующими ядерную деятельность.

**) Требования по обеспечению физической защиты при проведении работ с использованием оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих радиоактивные вещества, а также для радиационно-опасных производственных (технологических) участков и пунктов хранения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения устанавливаются другими нормативными актами, не противоречащими настоящим Правилам.

Министерство обороны Российской Федерации может устанавливать для отдельных подведомственных ядерно-опасных объектов специальные требования к физической защите с учетом особенностей их функционирования.

Настоящие Правила регулируют отношения, возникающие в процессе обеспечения безопасности при осуществлении ядерной деятельности.

3. Ядерная деятельность без обеспечения физической защиты ядерных материалов ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов в соответствии требованиями настоящих Правил запрещается.

4. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«аварийная карточка» - краткая инструкция с указанием основных характеристик перевозимого груза с точки зрения представляемой им опасности, порядка безопасного проведения работ по ликвидации последствий аварии транспортного средства перевозящего данный груз, и оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

«внешний нарушитель» - нарушитель из числа лиц, не имеющих права доступа в охраняемые зоны;

«внешняя угроза» - угроза, исходящая от внешнего нарушителя;

«внутренний нарушитель» - нарушитель из числа лиц, имеющих право доступа без сопровождения в охраняемые зоны;

«внутренняя зона» - охраняемая зона, находящаяся внутри защищенной зоны;

«внутренняя угроза» - угроза, исходящая от внутреннего нарушителя;

«диверсия» - любое преднамеренное действие в отношении ядерных материалов ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов или транспортных средств перевозящих ядерные материалы и ядерные установки, способное прямо или косвенно привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды;

«допуск» - разрешение на проведение определенной работы или на получение определенных документов и сведений;

«доступ» - проход (проезд) в охраняемые зоны ядерно-опасного объекта;

«защищенная зона» - территория ядерно-опасного объекта, которая окружена физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением, и доступ в которую ограничивается и контролируется;

«контрольно-пропускной пункт» - специально оборудованное место, через которое осуществляется доступ в соответствии с пропускным режимом;

«лицензия» - разрешение уполномоченных органов государственного регулирования безопасности, выдаваемое администрации ядерно-опасного объекта на осуществление ядерной деятельности;

«международная транспортировка ядерных материалов» - транспортировка ядерных материалов различными транспортными средствами с территории (от объекта государства-грузоотправителя на территорию (до объекта) государства-грузополучателя;

«нарушитель» - лицо, совершившее или пытающееся совершить несанкционированное действие, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом;

«несанкционированное действие» - совершение или попытка совершения диверсии, хищения ядерных материалов, несанкционированного доступа, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя средств физической защиты;

«несанкционированный доступ» - проникновение лиц, не имеющих права доступа в охраняемые зоны, здания, сооружения, помещения или в грузовые отсеки транспортных средств, перевозящих ядерные материалы;

«обнаружение» - установление факта несанкционированного действия;

«особо важная зона» - охраняемая зона, находящаяся во внутренней зоне;

«охраняемая зона» - защищенная, внутренняя или особо важная зона;

«периметр» - граница охраняемой зоны, оборудованная физическими барьерами и контрольно-пропускными пунктами;

«персонал» - работники ядерно-опасного объекта;

«подразделение охраны» - вооруженное подразделение, выполняющее задачу по охране и обороне ядерно-опасного объекта или транспортного средства, перевозящего ядерные материалы;

«правило двух (трех) лиц» - принцип групповой работы (в том числе при вскрытии и сдаче под охрану помещений), основанный на требовании одновременного присутствия на одном рабочем месте или в одном помещении не менее двух (трех) человек для снижения возможности несанкционированных действий;

«пропускной режим» - установленный порядок пропуска персонала, посетителей командированных лиц, транспортных средств, предметов, материалов и документов через границу охраняемой зоны, в (из) здания, сооружения, помещения;

«противотаранное устройство» - заграждение, предназначенное для принудительной остановки транспортного средства;

«пункт хранения ядерных материалов» - не относящийся к ядерным установкам стационарный объект или сооружение, предназначенные для хранения ядерных материалов, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

«система охранной сигнализации» - совокупность средств обнаружения, тревожной вызывной сигнализации, системы сбора, отображения и обработки информации;

«служба безопасности» - структурное подразделение ядерно-опасного объекта предназначенное для организации и контроля за выполнением мероприятий по обеспечению физической защиты, а также для выполнения ряда других специальных функций;

«техническое средство обнаружения» - устройство, предназначенное для автоматической выдачи сигнала тревоги в случае несанкционированного действия;

«тревожно-вызывная сигнализация» - система экстренного вызова подразделения охраны;

«угроза» - потенциальная возможность совершения диверсии или хищения ядерных материалов;

«уязвимые места»:

а) места использования или хранения ядерных материалов;

б) элементы систем, оборудования или устройств ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов, в отношении которых может быть совершена диверсия;

в) элементы системы физической защиты, преодолевая которые нарушитель имеет наибольшую вероятность совершения диверсии или хищения ядерных материалов;

«физическая защита» - совокупность организационных мероприятий, инженерно технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов;

«физический барьер» - физическое препятствие, создающее задержки проникновению нарушителя в охраняемые зоны;

«ядерная деятельность» - деятельность по производству, использованию, хранению, утилизации и транспортировке ядерных материалов, по проектированию, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

«ядерная установка»:

а) сооружение и комплекс с ядерным реактором, в том числе атомная станция, ядерная энергетическая установка военного назначения, судно и другое плавсредство, космический и летательный аппарат, другое транспортное и транспортабельное средство;

б) сооружение и комплекс с промышленным, экспериментальным и исследовательским ядерным реактором, критическим и подкритическим ядерным стендом, в том числе исследовательский ядерный реактор и стенд военного назначения;

в) сооружение, комплекс, полигон, установка и устройство с ядерными зарядами;

г) другое содержащее ядерные материалы сооружение, комплекс, установка для производства, использования, переработки, транспортировки ядерного топлива и ядерных материалов;

«ядерно-опасный объект» - предприятие (организация, воинская часть), на территории которого используется или хранится ядерный материал либо размещается и (или) эксплуатируется ядерная установка или пункт хранения ядерных материалов;

«ядерный материал» - материал, содержащий или способный воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, в том числе:

а) обедненный уран - уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 ниже, чем в природном уране;

б) облученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения нейтронами в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения более 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 метра без биологической защиты;

в) обогащенный уран - уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 выше, чем в природном уране;

г) отработавшее ядерное топливо - облученное ядерное топливо, дальнейшее использование которого в ядерном реакторе не предусматривается;

д) природный уран - уран, содержащий около 99,28 процента изотопа урана-238, около 0,71 процента изотопа урана-235 и около 0,01 процента изотопа урана-234;

е) радиоактивные отходы - ядерные материалы, дальнейшее использование которых не предусматривается;

ж) слабооблученный ядерный материал - ядерный материал, имеющий вследствие облучения в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения менее или равную 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 метра без биологической защиты.

5. Физическая защита предназначена для выполнения следующих задач:

а) предупреждение несанкционированного доступа;

б) своевременное обнаружение несанкционированного действия;

в) задержка (замедление) проникновения нарушителя;

г) пресечение несанкционированных действий;

д) задержание лиц, причастных к подготовке или совершению диверсии или хищению ядерного материала.

Обеспечение физической защиты должно осуществляться на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, а также при обращении с ядерными материалами, в том числе при их транспортировке.

6. Требования ведомственных нормативных актов должны быть не ниже требований настоящих Правил.

7. Федеральные органы исполнительной власти и организации, располагающие сведениями о физической защите, а также администрация (органы военного управления и командование - для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно-опасного объекта должны принять необходимые меры по защите информации об организации и функционировании системы физической защиты.

8. Технические средства систем физической защиты должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Ответственность за обеспечение физической защиты ядерно-опасного объекта несет его руководитель (командир - для объектов Министерства обороны Российской Федерации).

10. Нарушение настоящих Правил любыми юридическими или физическими лицами влечет за собой привлечение виновных к ответственности согласно законодательству Российской Федерации.

II. Функции федеральных органов исполнительной власти и организаций по обеспечению физической защиты

11. В целях решения задач физической защиты федеральные органы исполнительной власти, Российская академия наук и организации, имеющие подведомственные ядерно-опасные объекты, в рамках своих полномочий обеспечивают:

организацию и координацию деятельности по обеспечению физической защиты подведомственных ядерно-опасных объектов;

разработку и утверждение в установленном порядке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения физической защиты на подведомственных ядерно-опасных объектах;

контроль за организацией и состоянием физической защиты на подведомственных ядерно-опасных объектах;

выполнение обязательств Российской Федерации в рамках международного сотрудничества в области обеспечения физической защиты.

12. Министерство Российской Федерации по атомной энергии в рамках своих полномочий:

обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, имеющих подведомственные ядерно-опасные объекты, по вопросам обеспечения физической защиты;

выполняет функции центрального государственного органа и пункта связи в соответствии с положениями международной Конвенции о физической защите ядерного материала и функции национального компетентного органа по выполнению обязательств Российской Федерации в МАГАТЭ и в других международных организациях в области обеспечения физической защиты;

выполняет функции государственного компетентного органа по ядерной радиационной безопасности при транспортировке ядерных материалов;

выдает сертификаты на технические средства, используемые в системе физической защиты.

13. Федеральная служба безопасности Российской Федерации в рамках своих полномочий:

обеспечивает проверку на допуск лиц для выполнения ими работ с ядерными материалами, на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов;

проводит оперативно-розыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

участвует в обеспечении безопасной транспортировки ядерных материалов и физической защиты ядерно-опасных объектов в режиме повседневной деятельности (далее именуется - штатная ситуация) и в чрезвычайных ситуациях;

участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения физической защиты.

14. Министерство внутренних дел Российской Федерации в рамках своих полномочий:

обеспечивает охрану и оборону ядерно-опасных объектов, а при транспортировке ядерных материалов также и их сопровождение;

проводит оперативно-розыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;

обеспечивает разработку и утверждение в установленном порядке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения охраны и обороны ядерно-опасных объектов.

15. Министерство обороны Российской Федерации в рамках своих полномочий: обеспечивает охрану и оборону подведомственных ядерно-опасных объектов; участвует в обеспечении обороны неподведомственных ему ядерно-опасных объектов в чрезвычайных ситуациях;

осуществляет государственный надзор за обеспечением физической защиты поднадзорных ядерно-опасных объектов;

обеспечивает разработку и утверждение в установленном порядке нормативны правовых актов по вопросам государственного надзора за обеспечением физической защиты поднадзорных ядерно-опасных объектов.

16. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности в рамках своих полномочий:

осуществляет государственный надзор за обеспечением физической защиты поднадзорных ядерно-опасных объектов;

обеспечивает разработку и утверждение в установленном порядке нормативных правовых актов по вопросам государственного надзора за обеспечением физической защиты поднадзорных ядерно-опасных объектов;

обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации в рамках международного сотрудничества по вопросам надзора за состоянием физической защиты поднадзорных ядерно-опасных объектов.

17. Министерство путей сообщения Российской Федерации в рамках своих полномочий выполняет следующие функции компетентного органа по вопросам перевозки и транспортировки ядерных материалов железнодорожным транспортом:

осуществляет государственный контроль (надзор) за безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при перевозке и транспортировке ядерных материалов;

участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам физической защиты ядерных материалов при их перевозке и транспортировке;

осуществляет согласование проектов оснащения специальных вагонов средствами физической защиты;

обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации в рамках международного сотрудничества в области перевозки и транспортировки ядерных материалов в международном железнодорожном грузовом сообщении.

Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку и транспортировку ядерных материалов, а также выполнение требований по физической защите ядерных материалов.

18. Министерство транспорта Российской Федерации при транспортировке ядерных материалов в рамках своих полномочий:

выполняет функции компетентного органа по вопросам транспортировки ядерных материалов;

обеспечивает безопасность движения транспортных средств, осуществляющих транспортировку ядерных материалов;

обеспечивает выполнение требований по физической защите ядерных материалов;

участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам физической защиты ядерных материалов при их транспортировке;

обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации в рамках международного сотрудничества в области транспортировки ядерных материалов.

19. Государственный таможенный комитет Российской Федерации в рамках своих полномочий:

обеспечивает в приоритетном порядке таможенное оформление и контроль ядерных материалов при их экспорте и импорте;

обеспечивает проведение мероприятий по предотвращению несанкционированного провоза ядерных материалов через таможенную границу Российской Федерации;

обеспечивает физическую защиту ядерных материалов и пунктов их хранения в случае задержания указанных материалов при прохождении таможенного оформления и контроля, разработку и утверждение в установленном порядке соответствующих нормативных правовых актов.

III. Основные требования к организации физической защиты ядерно-опасных объектов

20. При создании системы физической защиты ядерно-опасного объекта необходимо:

учитывать особенности объекта и действующие на нем меры ядерной, радиационной, экологической, пожарной, технической и иных видов безопасности;

обеспечивать стабильную работу системы, при которой отказ какого-либо элемента системы не нарушал ее функционирования в целом и не приводил к отказу другого элемента;

ограничивать до минимума число лиц, имеющих доступ к ядерным материалам и ядерным установкам.

21. В зависимости от категорий используемых ядерных материалов, указанных в приложении к настоящим Правилам, особенностей ядерной установки и пункта хранения ядерных материалов на ядерно-опасном объекте предусматриваются соответствующие охраняемые зоны.

В особо важной зоне должно выполняться правило двух (трех) лиц.

22. Ядерные материалы I и II категорий должны использоваться и храниться во внутренней или особо важной зоне, а ядерные материалы III категории - в любой охраняемой зоне.

23. Ядерные материалы, не относящиеся к I, II или III категории, должны быть обеспечены физической защитой исходя из соображений практической целесообразности.

24. Ядерная установка должна быть размещена во внутренней или особо важной зоне.

25. Система физической защиты должна включать: организационные мероприятия, инженерно-технические средства, действия подразделений охраны.

26. Организационные мероприятия в рамках обеспечения физической защиты должны включать в себя комплекс мер, осуществляемых администрацией (командованием - для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно-опасного объекта, и регламентирующие эти меры нормативные акты.

27. Администрация (органы военного управления и командование для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно-опасного объекта (его службы безопасности) обеспечивает:

а) разработку, создание и функционирование системы физической защиты;

б) проведение с привлечением специализированных организаций анализа уязвимости ядерно-опасного объекта с целью определения внутренних и внешних угроз и вероятных способов их осуществления, а также выявления уязвимых мест ядерной установки, пункта хранения ядерных материалов и технологических процессов использования и хранения ядерных материалов. Порядок проведения анализа уязвимости ядерно-опасного объекта и системы физической защиты определяется ведомственными нормативными актами;

в) оценку возможного экологического и экономического ущерба при реализации внутренних и внешних угроз;

г) оценку эффективности действующей или проектируемой системы физической защиты и определение путей ее совершенствования;

д) разработку и утверждение в установленном порядке следующих нормативных актов:

положение о пропускном режиме и о разрешительной системе допуска и доступа к ядерным материалам, ядерным установкам и пунктам хранения ядерных материалов, определяющее организацию пропускного режима и порядок предоставления (отмены, продления, восстановления) права допуска и доступа персоналу, личному составу подразделений охраны, посетителям, командированным лицам и транспортным средствам в охраняемые зоны;

план охраны и обороны ядерно-опасного объекта, определяющий порядок действий и численность подразделений охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях;

план взаимодействия администрации, службы безопасности, подразделений охраны и персонала ядерно-опасного объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях (кроме объектов Министерства обороны Российской Федерации);

план взаимодействия администрации (органов военного управления и командования - для объектов Министерства обороны Российской Федерации), службы безопасности и подразделений охраны ядерно-опасного объекта с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях;

план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты;

е) контроль за соблюдением требований документов, указанных в настоящем пункте.

28. Инженерно-технические средства физической защиты состоят из технических средств и физических барьеров.

Технические средства физической защиты включают в себя:

систему (системы) охранной сигнализации, расположенной по периметру охраняемых зон, зданий, сооружений, помещений;

средства для осуществления доступа, установленные на контрольно-пропускных пунктах и в охраняемых зданиях, сооружениях, помещениях;

систему оптико-электронного наблюдения за периметрами охраняемых зон, контрольно-пропускными пунктами, охраняемыми зданиями, сооружениями, помещениями;

систему специальной связи;

средства обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла;

системы обеспечения (электропитание, освещение и др.).

Периметры охраняемых зон, а также охраняемые здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, контрольно-пропускные пункты, должны быть оборудованы:

техническими средствами обнаружения (периметр защищенной зоны техническими средствами, работающими не менее чем на двух разных физических принципах);

средствами оптико-электронного наблюдения;

средствами проводной связи;

системами обеспечения.

Кроме того, внутренняя и особо важная зоны, контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами для осуществления доступа и средствами обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла.

Все технические средства, входящие в систему физической защиты, в случае отключения основного электропитания должны сохранять работоспособность, что обеспечивается путем их автоматического переключения на резервные источники.

Все аварийные выходы, расположенные в охраняемой зоне и в охраняемом здании (сооружении, помещении), в котором находится ядерный материал или ядерная установка, должны быть заперты, оборудованы техническими средствами обнаружения и в случае аварийной ситуации должны обеспечивать беспрепятственный выход людей.

29. Физическими барьерами являются строительные конструкции ядерноопасного объекта (стены, перекрытия, ворота, двери), специально разработанные конструкции (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, контейнеры) и другие физические препятствия.

По периметру защищенной зоны должно быть установлено не менее 2 физических барьеров.

Контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами защиты лиц, осуществляющих охрану, от поражения стрелковым оружием, а транспортные контрольно-пропускные пункты - также и противотаранными устройствами.

Персонал, командированные лица, посетители (далее именуются лица) и их вещи, могут быть досмотрены, в том числе с применением средств обнаружения проноса ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла.

Все входы (выходы) в здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, должны быть оборудованы замками (замковыми устройствами), в том числе кодоблокирующими, а также техническими средствами обнаружения, средствами оптико-электронного наблюдения и управления доступом.

Лица при выходе из особо важной зоны проходят проверку на наличие у них ядерного материала.

Все транспортные средства, выезжающие за пределы охраняемых зон, а также вывозимые контейнеры и емкости должны проходить проверку с применением правила двух (трех) лиц в целях выявления несанкционированного вывоза ядерных материалов.

30. Охрану и оборону ядерно-опасных объектов осуществляют соответствующие подразделения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации или ведомственной охраны ядерно-опасных объектов.

Перечень ядерно-опасных объектов, подлежащих охране внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок несения службы подразделениями охраны и задачи, выполняемые ими, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Разработка необходимых нормативных актов проводится совместно с администрацией ядерно-опасного объекта и командованием подразделений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих охрану и оборону этого ядерно-опасного объекта (кроме объектов Министерства обороны Российской Федерации).

Администрация (органы военного управления и командование - для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно-опасного объекта регулярно организует и проводит учения подразделений охраны с целью проверки их эффективности и взаимодействия с соответствующими органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Уведомление заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций об учениях производится не менее чем за 2 месяца до их проведения. Порядок организации и проведения учений определяется нормативными актами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится ядерно-опасный объект.

31. Управление инженерно-техническими средствами осуществляется с центрального пульта управления или с локальных пультов управления системы физической защиты, которые размещаются в специально приспособленных для этого помещениях, имеющих пуленепробиваемые двери и стекла.

Управление инженерно-техническими средствами системы физической защиты, расположенными на контрольно-пропускных пунктах, на территориях охраняемых зон, в отдельных зданиях (сооружениях, помещениях), при необходимости может осуществляться с локальных пультов управления, соединенных с центральным пультом управления. Информация с локального пульта управления должна дублироваться на центральном пульте управления.

Оператором центрального пульта управления является штатный сотрудник службы безопасности ядерно-опасного объекта, наделенный администрацией этого объекта соответствующими полномочиями для принятия решений в условиях штатных и чрезвычайных ситуаций. Запрещается возлагать на оператора пульта управления какие-либо функции, которые могут помешать ему выполнять свои основные обязанности.

На объектах, охрану и оборону которых осуществляют Министерство обороны Российской Федерации или внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, операторами пультов управления техническими средствами обнаружения назначаются военнослужащие Министерства обороны Российской Федерации или внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

IV. Основные требования к организации физической защиты при транспортировке ядерных материалов и ядерных установок

32. Транспортировка ядерных материалов и ядерных установок по территории Российской Федерации должна осуществляться в установленном порядке при условии обеспечения их физической защиты, наличия аварийной карточки на транспортируемый груз и сертификата-разрешения на транспортный упаковочный комплект и на транспортировку.

При транспортировке ядерных материалов в пределах Российской Федерации ответственность за обеспечение их физической защиты возлагается на руководителя предприятия-грузоотправителя или на руководителя предприятия-грузополучателя (в случае транспортировки последним груза).

33. Для обеспечения физической защиты ядерных материалов при транспортировке необходимо:

максимально ограничить общее время нахождения ядерных материалов в пути;

свести до минимума количество перевалок ядерных материалов с одного транспортного средства на другое и время ожидания прибытия транспортного средства;

организовать движение транспортных средств, перевозящих ядерные материалы таким образом, чтобы в наличии имелись различные варианты расписаний и маршрутов их движения;

использовать кодирование и специальные каналы связи для сообщений о транспортировке ядерных материалов;

обеспечить отсутствие на транспортных средствах знаков и надписей, свидетельствующих о характере перевозки;

выбирать маршрут следования вне районов чрезвычайного положения, стихийного бедствия и других экстремальных ситуаций;

максимально ограничить круг должностных лиц, осведомленных о маршруте и сроках транспортировки ядерных материалов;

обеспечить условия, при которых транспортировку, сопровождение и охрану ядерных материалов осуществляют только лица, имеющие допуск;

обеспечить заблаговременное уведомление грузоотправителем грузополучателя о планируемой отправке груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта, ожидаемого времени прибытия груза и точного места его передачи;

обеспечить отправление груза только после получения от грузополучателя письменного подтверждения о готовности принять груз, о наличии у него лицензии на осуществление ядерной деятельности (кроме объектов Министерства обороны Российской Федерации), а в случае транспортировки им груза также и об обеспечении физической защиты транспортируемых ядерных материалов;

заблаговременно организовать взаимодействие грузоотправителя или грузополучателя (в случае транспортировки последним груза) с соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации с целью совместного определения дополнительных мер, обеспечивающих защиту и безопасность перевозимого груза, отражение возможного нападения на него в пути следования или в случае возникновения аварийной ситуации по маршруту следования транспортного средства;

обеспечить проведение в установленном порядке перед загрузкой и отправлением ядерных материалов тщательного осмотра транспортных средств на техническую исправность и отсутствие устройств, способных вывести транспортное средство из строя и (или) повредить перевозимый груз.

34. Владелец транспортного средства при транспортировке ядерных материалов обеспечивает:

предоставление технически исправных и специально оборудованных транспортных средств;

оборудование транспортных средств физическими барьерами, затрудняющими несанкционированное проникновение в грузовые отсеки транспортных средств, а также техническими средствами обнаружения, наблюдения и тревожно-вызывной сигнализацией.

35. Транспортировка ядерных материалов I и II категорий должна осуществляться:

под охраной и в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя (в случае транспортировки последним груза);

при условии поддержания двусторонней радиосвязи между подразделением охраны, сопровождающим лицом и лицом, управляющим транспортным средством;

при условии размещения ядерных материалов в упаковках, которые должны быть опломбированы и помещены в транспортное защитное устройство, обеспечивающее защиту этих материалов от стрелкового оружия, перед погрузкой на транспортно средство;

при условии проведения периодических осмотров пломб и замков перед отправкой груза и в пути следования (на стоянках) лицами, охраняющими перевозимый груз;

при условии сопровождения автомобильных транспортных средств автомобилями с охраной и автомобилем сопровождения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации (при транспортировке воинских грузов). Автомобили охраны должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить защиту личного состава подразделений охраны от поражения стрелковым оружием, а также оборудованы средствами двусторонней радиосвязи, позволяющими осуществлять связь с автомобилями, перевозящими ядерные материалы, автомобилем сопровождения, между собой и пунктом управления движением транспортных средств.

36. Под охраной осуществляется транспортировка гексафторидов урана с любым содержанием изотопа урана-235, всех облученных ядерных материалов (в том числе отработавшего ядерного топлива) как представляющих повышенную опасность для населения и окружающей среды в случае аварии.

37. Без охраны, в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя (в случае транспортировки последним груза) осуществляется транспортировка солей и окислов природного урана, а также следующих ядерных материалов III категории:

необлученные твэлы (свежее ядерное топливо) с содержанием изотопа урана-235 менее 20 процентов;

двуокись урана с содержанием изотопа урана-235 менее 5 процентов;

урановые концентраты с содержанием изотопа урана-235 менее 1 процента.

38. Необходимость охраны и осуществления иных мероприятий по обеспечению физической защиты при транспортировке других ядерных материалов III категории и ядерных материалов, не отнесенных к I, II и III категориям, определяется соглашением между грузоотправителем и грузополучателем в зависимости от вида транспорта, протяженности и характера маршрута, других особенностей транспортировки и согласовывается с Министерством Российской Федерации по атомной энергии.

При транспортировке природного урана массой более 500 кг необходимо также:

предварительное уведомление грузополучателя о времени отправления груза с указанием вида транспорта и предполагаемого времени прибытия;

осуществление контроля за продвижением транспорта с грузом;

предоставление подтверждения о получении груза.

39. Для осуществления международной транспортировки ядерных материалов необходимо:

заключить соглашение между компетентными органами государств, по территории которых будет осуществляться транспортировка ядерных материалов, в котором на основании национальных и международных правил и (или) соответствующих межправительственных соглашений определяется время, место и процедуры передачи ответственности за обеспечение физической защиты перевозимых ядерных материалов;

грузоотправителю заблаговременно уведомить грузополучателя (в случае экспорта ядерного материала из Российской Федерации) о характере груза, времени предполагаемой отправки и прибытия груза, виде транспорта, а также получить подтверждение грузополучателя о получении груза;

определить (в случае экспорта или импорта ядерного материала через территорию третьих стран) во внешнеторговом контракте, заключаемом между грузоотправителем и грузополучателем, государство, ответственное за получение международных гарантий от третьих стран в том, что будут приняты необходимые меры по обеспечению физической защиты груза при транспортировке по их территориям.

40. В случае осуществления экспорта или импорта ядерных материалов не разрешается их транспортировка по территории Российской Федерации, если от всех других государств-участников международной транспортировки не получено подтверждение о том, что ядерные материалы во время транспортировки по их территориям будут защищены на уровне не ниже предусмотренного положениями международной Конвенции о физической защите ядерного материала.

41. Лица, ответственные за физическую защиту, при осуществлении международной транспортировки ядерных материалов по территории Российской Федерации должны поставить в известность компетентные органы Российской Федерации о случаях нарушения физических барьеров, защищающих ядерные материалы, проведения по отношению к этим материалам каких-либо несанкционированных действий или угрозы проведения таких действий во время осуществления данной транспортировки для принятия соответствующих мер.

42. Таможенное оформление и контроль ядерных материалов осуществляются таможенными органами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области учета и контроля ядерных материалов при пересечении таможенной границы Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации в этой области.

Подразделения охраны не должны препятствовать проведению таможенного оформления и контроля ядерных материалов. При наличии исправных пломб транспортные средства, находящиеся под охраной, как правило, не вскрываются, их содержимое не досматривается.

При повреждении пломб или несоответствии оттисков пломб образцам транспортное средство, перевозящее ядерный материал, может быть задержано и досмотрено в установленном порядке.

V. Государственный надзор и ведомственный контроль за обеспечением физической защиты

43. Государственный надзор за обеспечением физической защиты ядерноопасных объектов осуществляют Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и Министерство обороны Российской Федерации в соответствии со своим полномочиями.

Основными задачами государственного надзора за обеспечением физической защиты являются:

надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими ядерную деятельность, и персоналом ядерно-опасных объектов требований настоящих Правил и других нормативных правовых актов по физической защите;

надзор за соблюдением администрацией ядерно-опасного объекта требований по физической защите, предусмотренных в лицензии на осуществление ядерной деятельности (кроме объектов Министерства обороны Российской Федерации);

предоставление в установленном порядке заинтересованным федеральным органам исполнительной власти информации о фактическом состоянии физической защиты и выполнении администрацией (командованием - для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно-опасного объекта требований настоящих Правил и других нормативных правовых актов по физической защите.

Порядок проведения государственного надзора за обеспечением физической защиты определяется нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор, согласованными с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утвержденными в установленном порядке.

При выявлении фактов нарушений администрацией (командованием для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно-опасного объекта требований настоящих Правил соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор, применяет санкции в пределах своей компетенции.

44. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные ядерно-опасные объекты, и организации, осуществляющие ядерную деятельность, должны обеспечить ведомственный контроль за состоянием и функционированием системы физической защиты на указанных объектах и в организациях и за ее соответствием требованиям настоящих Правил.

Основными задачами ведомственного контроля являются:

контроль за выполнением на ядерно-опасных объектах требований настоящих Правил, а также разработанных в соответствии с ними ведомственных нормативных документов;

проверка администрации (командования - для объектов Министерства обороны Российской Федерации), персонала и личного состава подразделений охраны ядерно-опасных объектов на знание положений нормативных правовых актов по физической защите и на умение практически действовать в различных ситуациях в соответствии с разработанными планами;

принятие необходимых мер по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок.

В отдельных случаях для проведения целевого комплексного обследования ядерно-опасного объекта на предмет соответствия системы физической защиты требованиям настоящих Правил федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится данный ядерно-опасный объект, может по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти создать комиссию, результаты работы которой доводятся до сведения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и при необходимости докладываются Правительству Российской Федерации.

VI. Уведомление о несанкционированных действиях

45. Обо всех имевших место случаях несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, а также случаях нахождения пропавшего ядерного материала администрация (командование - для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно-опасного объекта обязана в течение часа уведомить федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится данный объект, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор, а затем в течение 10 дней представить письменные доклады.

Дополнительная информация и новые факты, ставшие известными после первичного уведомления или последующего письменного доклада, должны быть также сообщены администрацией (командованием - для объектов Министерства обороны Российской Федерации) ядерно-опасного объекта указанным федеральным органам исполнительной власти.

Приложение

к Правилам физической защиты

ядерных материалов, ядерных

установок и пунктов хранения

ядерных материалов

Классификация ядерных материалов

Ядерный материал и степень его облучения

Содержание изотопов (по массе)

Категории, масса (m, кг)

I

II

III

Плутоний необлученный или слабооблученный

 

 

 

 

 

не более 80 процентов изотопа плутония-238

m > 2

0,5 < m < 2

0,015 < m < 0,5

Уран-235 необлученный или слабооблученный

 

 

 

 

 

20 процентов и более изотопа урана-235

m > 5

1 < m < 5

0,015 < m < 1

 

10 процентов и более, но менее 20 процентов изотопа урана-235

-

m > 10

1 < m < 10

более 0,71 процента, но менее 10 процентов изотопа урана-235

-

-

m > 10

Уран-233 необлученный или слабооблученный

любое

m > 2

0,5 < m < 2

0,015 < m < 0,5

Любой облученный ядерный материал, в том числе облученные природный и обедненный уран и торий

 

 

 

 

 

содержание делящихся изотопов до облучения менее 10 процентов

-

любая масса

-

содержание делящихся изотопов до облучения 10 процентов и более

-

масса, соответствующая I категории необлученного или слабооблученного

ядерного

материала

масса, соответствующая II или III категории необлученного или слабооблученного ядерного материала

Примечание.

К указанным категориям не относятся следующие ядерные материалы:

1) нуклиды нептуний-237, америций-241, америций-243 и калифорний-252;

2) ядерные материалы (независимо от химического соединения, в которое они входят, и их физического состояния), которые по массе, степени облучения или содержанию изотопов не могут быть отнесены к какой-либо из указанных категорий.

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения. 1

II. Функции федеральных органов исполнительной власти и организаций по обеспечению физической защиты.. 5

III. Основные требования к организации физической защиты ядерно-опасных объектов. 7

IV. Основные требования к организации физической защиты при транспортировке ядерных материалов и ядерных установок. 10

V. Государственный надзор и ведомственный контроль за обеспечением физической защиты.. 13

VI. Уведомление о несанкционированных действиях. 14

Приложение Классификация ядерных материалов. 14