Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды
(утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.)
(с изменениями от 15 февраля 2000 г.)

1. Общие положения

1.1. Настоящие «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» разработаны на основании Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

1.2. Настоящие «Инструктивно-методические указания» конкретизируют применение базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен, на основе «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 августа 1992 г. № 632 и введенного в действие с 1 января 1993 года.

1.3. Плата за загрязнение окружающей природной среды (далее плата за загрязнение) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации (далее природопользователи).

1.4. Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

размещение отходов.

1.5. Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», а также другим законодательством Российской Федерации.

1.6. В случае, когда подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не являются юридическими лицами и не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами вносят головные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены указанные подразделения и филиалы предприятия.

1.7. Дополнения и изменения в «Инструктивно-методические указания» осуществляются Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

1.8. «Инструктивно-методические указания» предназначены для природопользователей, территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований.

2. Принципы определения базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды

2.1. За основу при определении базовых нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду приняты нормативы, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. № 13:

нормативы платы за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение № 1 к указанному постановлению);

нормативы платы за предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (приложение № 2 к указанному постановлению).

Базовые нормативные платы за размещение отходов определены исходя из затрат (в ценах 1990 г.) на проектирование и строительство полигонов для обезвреживания, хранения, захоронения промышленных отходов.

В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы.

2.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

2.3. Удельный экономический ущерб (в ценах 1990 года) составляет:

от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в пределах допустимого норматива выброса и лимита (временно согласованного выброса) - 3,3 руб./усл.т;

от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива сброса и лимита (временно согласованного сброса) - 443,5 руб./усл.т.

Удельные затраты на размещение отходов (в ценах 1990 года) составляют:

0,1 руб./т нетоксичных отходов добывающей промышленности;

4,6 руб./куб.м нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности;

80 руб./т токсичных отходов IV класса.

2.4. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются, как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вредного вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду рассчитаны для наиболее распространенных загрязняющих вредных веществ.

2.5. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

2.6. Показатели относительной опасности веществ (А1) рассчитываются на основе нормативных документов «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения».

 где:

ПДКi для атмосферного воздуха принимается предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс);

ПДКi для водных объектов принимается предельно допустимая концентрация в воде рыбохозяйственных водоемов (ПДКрх);

i - загрязняющее вещество.

При отсутствии ПДКсс применяется предельно допустимая максимально разовая концентрация (ПДКмр), при отсутствии ПДКсс и ПДКмр применяется ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).

При отсутствии ПДКрх применяются предельно допустимая концентрация вещества в воде, водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования или ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).

2.7. С учетом ожидаемого изменения уровня цен на начало 1993 года на строительно-монтажные, научно-исследовательские работы, оборудование, сооружения и другие природоохранные мероприятия при определении базовых нормативов платы в пределах лимитов (временно согласованных) поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду установлен коэффициент индексации платы равный 25.

К базовым нормативам платы за предельно допустимые поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду установлен коэффициент индексации платы равный 5.

2.8. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

2.9. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»*) устанавливаются следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:

*) Введено в действие с 1 июля 1992 года.

платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов осуществляются за счет себестоимости продукции (работ и услуг);

платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещения отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов) осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

В себестоимость продукции (работ и услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.

3. Порядок определения дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды

3.1. Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы, утверждаемых Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и согласованных с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек.

3.2. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов на территории Российской Федерации вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого выбросами (сбросами, размещением отходов) загрязняющих веществ на данной территории.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета СССР и Академии наук СССР**). В их основу положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов Российской Федерации в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов.

**) Статистический сборник Госкомстата СССР «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в СССР», Москва, «Финансы и статистика», 1990 г.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек Российской Федерации рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод по бассейнам основных рек в разрезе республик, краев, областей и объеме стока по бассейнам основных рек в разрезе экономических районов Российской Федерации.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости для конкретного водного объекта устанавливаются территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в зависимости от категории водного объекта и данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод в пределах установленных значений.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться решением органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований:

для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях, эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции - до 2 раз;

для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров - на 20 %.

3.3. Территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации подготавливают и передают показатели по дифференцированным ставкам платы за загрязнение на утверждение органам исполнительной власти.

3.4. В соответствии с законодательством органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований рассматривают и утверждают дифференцированные ставки платы за загрязнение по подведомственной территории и бассейнам рек.

3.5. При отсутствии утвержденных базовых нормативов платы на загрязняющие вещества дифференцированные ставки платы за загрязнение этими веществами устанавливаются следующим образом:

(1) по загрязняющим веществам, ПДК (ОБУВ) которых определено в соответствующих нормативных документах словом «отсутствие», нормативы платы устанавливаются на уровне базовых нормативов платы на наиболее опасные загрязняющие вещества и умножаются на коэффициенты, учитывающие экологические факторы;

(2) по загрязняющим веществам, которые имеют ПДК (ОБУВ), но не включены в состав утвержденных базовых нормативов платы, нормативы платы устанавливаются территориальными органами Минприроды России и в соответствии с законодательством утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований.

3.6. Утвержденные дифференцированные ставки платы за загрязнение и необходимые инструктивно-методические документы доводятся до всех природопользователей, расположенных на подведомственной территории.

4. Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды

4.1. Расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с п.п. 3, 4, 5, 6 «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632.

4.2. Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:

в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);

за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды***).

***) При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение до разработки соответствующих инструкций.

Расчет платежей осуществляется в соответствии с приложением № 1.

4.3. Плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки.

5. Порядок определения массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду

5.1. Масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ подразделяется на следующие категории:

предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ и ПДС);

временно согласованные выбросы, сбросы (ВСВ и ВСС) или лимиты, устанавливаемые на период достижения ПДВ и ПДС;

превышение нормативных (при отсутствии утвержденных ВСВ, ВСС или лимитов) или временно согласованных (лимитных) выбросов (сбросов) считается сверхлимитными выбросами (сбросами).

Порядок нормирования выбросов (сбросов) устанавливается в соответствии с «Инструкцией по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты», утвержденной в 1989 году, «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий» выпущенными в 1989 году и «Методикой расчета предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами», рекомендованной в 1991 году.

5.2. Фактическая масса годового выброса (сброса) загрязняющих веществ указывается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам № 2-тп (воздух) и № 2-тп (водхоз), составленных на основании журналов природоохранной деятельности (ПОД), в которых учитываются результаты работы источников загрязнения атмосферы и водных объектов за год. Фактическая масса годового выброса (сброса) подразделяется:

на массу нормативных предельно допустимых выбросов (сбросов), рассчитанных на основе «Проекта ПДВ (ПДС) предприятия» и согласованных с территориальными органами Минприроды России;

на массу ВСВ и ВСС, разрешенного выброса по отдельным веществам (лимит), установленного территориальным органом Минприроды России природопользователю на период достижения ПДВ или ПДС;

на сверхлимитную массу.

5.3. Исходными данными для определения фактической массы выброса (сброса) могут служить:

данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ, лаборатории;

данные о расходе топлива, сырья, материалов;

данные о временном режиме работы оборудования за год;

данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;

нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружения и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;

нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий.

5.4. При определении ежеквартального фактического объема выброса (сброса, размещения отходов), можно использовать следующие варианты:

(1) природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;

(2) выброс (сброс) за квартал определяется по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объемов выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов и превышающих эти нормативы;

(3) природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещение отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).

Для природопользователей, имеющих сезонный характер работы, возможно считать отчетным периодом - сезон года.

5.5. Порядок контроля за достоверностью данных о выбросах (сбросах) загрязняющих веществ определяется системой нормативно-методической документации, утверждаемой Минприроды России.

5.6. Особенности определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу:

при определении валового выброса учитывается нормативное время работы источников загрязнения атмосферы, соответствующее нормативному времени работы технологического оборудования, имеющего эти источники загрязнения атмосферы;

при определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год;

в случае простоя технологического оборудования, источник загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой;

разрешенный залповый выброс, обусловленный современным состоянием технологии производства, суммируется с массой вещества, поступившего в атмосферу в остальное отчетное время; природопользователи принимают особые меры по переходу на технологию, исключающую залповый выброс;

масса аварийных выбросов, включенная в государственную отчетность (форма № 2-тп-воздух) при определении платы по итогам года не учитывается;

если в выбросах содержатся вещества, трансформирующиеся в атмосфере воздуха в более токсичные (например, переход NO в NO2), или разлагающиеся на более токсичные (например, некоторые соединения ртути), то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшением их количества по коэффициенту трансформации. Если этот коэффициент неизвестен, то на время до его выяснения условно принимается полное превращение вещества выброса в более токсичное.

Расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными Минэкологии России методиками:

для автотранспортных средств:

методика определения выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. М., 1992, НИИАТ, НИИКТП, НИЦИАМТ;

методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом). М., 1991, НИИАТ;

методика проведения инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферу для станций технического обслуживания автомобилей (расчетным методом). М., 1992, НИИАТ.

для железнодорожной техники:

методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом). М., 1992, МПС.

5.7. Особенности определения массы загрязнений поступающих в водные объекты:

из массы суммарных показателей загрязнения (взвешенные вещества, сухой остаток и другие), для которых установлены базовые нормативы платы, вычитается масса индивидуальных веществ, оплачиваемых по соответствующим базовым нормативам, при условии подтверждения доли этих веществ в составе суммарных;

в случае отсутствия метода определения вещества в сточной воде масса этого вещества рассчитывается по данным материального баланса вещества на объекте. Если сточные воды подвергаются биологической очистке, расчет массы вещества, поступившей в водный объект, должен учитывать возможность и степень их удаления в процессе этой очистки;****)

****) В соответствии с таблицами 2 и 3 «Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов».

масса загрязняющих веществ, сброшенных в период аварий и не удаленных в результате осуществления мер по ликвидации ее последствий, включенная в государственную отчетность (форма № 2-тп-водхоз) не учитывается при окончательном расчете платы по итогам года;

расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, утверждаемых Минприроды России.

5.8. Лимиты размещения отходов устанавливаются, исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема продукции, за вычетом планового объема отходов, используемых в качестве сырья или материалов в соответствии с программами по использованию отходов.

5.9. К сверхлимитным объемам размещения отходов относятся неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции, объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами, а также объема размещения отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.

6. Порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий

6.1. Корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством осуществляют органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Корректировке подлежат 90 % платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.

6.2. Территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономных образованиях организуют работу по корректировке размеров платежей конкретных природопользователей с учетом освоения ими в отчетном периоде средств на выполнение природоохранных мероприятий.

6.3. Предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

6.4. Конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий» (Приложение № 2).

6.5. Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются:

повышение экологичности выпускаемой продукции;

сокращение объема потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов);

сокращение объемов: выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, размещение отходов;

снижение концентрации токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

6.6. В случае, если природоохранные и производственные мероприятия осуществляются в комплексе, то включение конкретного мероприятия в «Перечень природоохранных мероприятий» производится на основании решения территориального органа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Научно-исследовательские и проектные работы, направленные на обеспечение экологической безопасности общества, также могут засчитываться в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды.

6.7. Затраты природопользователей на мероприятия, реализующие основные положения международных соглашений по охране природы, а также осуществляемые в рамках региональных экологических программ, подлежат рассмотрению на предмет зачета в счет платежей в первоочередном порядке, в том числе:

сокращение загрязнения водных объектов в бассейне Балтийского моря на территориях Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской областей и Республики Карелия в части реализации водоохранных мероприятий, обеспечивающих сокращение сбросов соединений фосфора и азота, солей тяжелых металлов, нефти и других загрязняющих веществ, определенных рекомендациями ХЕЛКОМа (Хельсинский комитет по защите морской среды Балтийского моря);

осуществление водоохранных мероприятий в бассейнах Черного и Азовского морей на территориях Краснодарского края, Смоленской, Брянской, Белгородской и других сопряженных областей в части снижения сбросов ртути, азота аммонийного, фосфора, фенола, цветных металлов, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ, предусмотренных программой, одобренной государствами Причерноморья на совещании, проходившем в рамках ЮНЕП (программа окружающей среды ООН);

реализация комплексной программы по сокращению загрязнения озера Байкал на территории Иркутской и Читинской областей, Бурятской Республики в части реализации водоохранных мероприятий, направленных на сокращение сбросов соединений цветных металлов, нефтепродуктов, хлорпроизводных, окислов азота и углерода, фтористого водорода, хлора, ангидрида серы, фенола;

сокращение выбросов в атмосферу соединений серы, окислов азота, окиси углерода, летучих органических соединений и других загрязняющих веществ в соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении атмосферы, принятой Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН в г. Женеве (1979 год);

мероприятия по хранению, обработке или уничтожению наиболее токсичных и опасных отходов в соответствии с директивой Совета ЕЭС, принятой в 1978 году, по удалению токсичных и опасных отходов*****): мышьяка, ртути, кадмия, таллия, бериллия, хрома шестивалентного, свинца, сурьмы, фенола, селена, теллура и их соединений; цианидов (органических и неорганических); изоцианатов; органо-галогенных соединений (исключая инертные полимерные материалы и другие вещества), хлорированных и органических растворителей; биоцидов и фитофармакологических веществ; смолистых отходов нефтепереработки и дистилляции; фармацевтических соединений; пероксидов, хлоратов, перхлоратов и азидов; эфиров; неиндентифицируемых химических лабораторных материалов (или новых веществ, воздействие которых на окружающую среду неизвестно); асбеста (пыль и волокно); ароматических полициклических соединений (обладающих канцерогенными свойствами); карбонилов металлов; растворимых соединений меди; кислот и щелочных веществ, используемых при обработке поверхностей и облагораживании металлов.

*****) Под удалением отходов подразумевается сбор, сортировка, перевозка, обработка, хранение и захоронение на поверхности или под землей, а также операции их переработки с целью извлечения отдельных компонентов, повторного использования или рециркуляции.

6.8. Природопользователи, участвующие в долевом финансировании мероприятий по охране природы, проводимых в рамках региональных и межрегиональных программ за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму долевого взноса.

6.9. Затраты на проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, предусмотренные проектно-технической документацией на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и т.д. основного производства должны осуществляться в рамках реализации проектов.

Не подлежат зачету текущие затраты на:

газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие для получения планируемой продукции из минерального сырья;

средне-кислотные и другие цехи, служащие для получения планируемой продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей;

газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), служащие для установления нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах;

санитарно-защитные зоны, сооружения для дожига газа на свечах, озеленение и т.д., являющиеся составными элементами технологических схем, промсанитарии, благоустройства и т.д.

6.10. По предоставлению природопользователей органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований и территориальные органы Минприроды России могут засчитывать в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды часть собственных средств природопользователей, направленных на реконструкцию и новые технологии, непосредственно дающие снижение объемов вредных выбросов (сбросов), образующихся отходов.

6.11. Территориальные органы Минприроды России по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований могут конкретизировать Примерный перечень природоохранных мероприятий мероприятиями, учитывающими особенность и специфику производств на территории и общую экологическую ситуацию.

6.12. Объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий.

6.13. Оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

7. Порядок понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной
среды или освобождения от нее отдельных природопользователей

7.1. Понижение или освобождение от платы за загрязнение может производиться по инициативе администрации республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или обращению природопользователей.

7.2. Природопользователи обращаются в территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с предложениями по понижению размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или частичному освобождению от нее, с необходимыми обоснованиями и расчетами.

7.3. Территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации рассматривают предложения, обоснования и расчеты, которые подготовлены природопользователями. При решении вопроса об освобождении от платы за загрязнение или частичном понижении ее размеров следует руководствоваться условием соблюдения природопользователем установленных ему допустимых нормативных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов. Предложения в соответствии с законодательством утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований.

7.4. От оплаты за загрязнение окружающей природной среды (или частичному понижению платы) могут освобождаться природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурных сферах, а также природопользователи, финансируемые из республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации.

7.5. Понижение размеров платы за загрязнение окружающей природной среды по отдельным природопользователям.

7.5.1. Природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы, могут освобождаться от уплаты за указанные загрязнения в соответствующих объемах.

7.5.2. Природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от населения на соответствующих полигонах твердых бытовых отходов, при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации на основе действующих правил, могут освобождаться от платы. При нарушении правил размещения бытовых отходов плата взимается в соответствии с настоящей инструкцией на общих основаниях.

7.5.3. Природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, связанные с производством тепла и электрической энергии для нужд населения, могут освобождаться от платы за объемы выбросов, вызванные выработкой тепловой и электрической энергии для нужд населения.

7.5.4. Воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчетных) Министерства обороны Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Погранвойск Российской Федерации, финансируемые из госбюджета, освобождаются от платы за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с п. 7.3, если они соблюдают установленные допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов.

7.6. В случаях выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов сверх установленных допустимых нормативов, отсутствия оформленного в надлежащем порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов; невыполнения мероприятий в сроки, согласованные с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с природопользователей в соответствии с настоящей инструкцией на общих основаниях.

8. Порядок регулирования нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды с учетом изменения уровня цен

8.1. В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предоставлено право вносить уточнения в базовые нормативы платы за загрязнение в связи с изменением уровня цен.

8.2. Коэффициенты индексации платы определяются по единой методике, учитывающей изменение уровня цен на природоохранное строительство и другие направления природоохранной деятельности.

Для расчета коэффициента индексации платы определяются складывающаяся на данный период структура использования платежей за загрязнение окружающей природной среды по направлениям:

мероприятия природоохранного назначения, требующие капитальных вложений;

научно-исследовательские работы природоохранного назначения;

другие природоохранные мероприятия.

Исходя из этого определяются соотношения удорожания по сравниваемым периодам:

капитальных вложений;

стоимости научно-исследовательских работ;

других природоохранных мероприятий.

Коэффициент индексации платы определяется как средневзвешенная величина соотношений удорожаний по сравниваемым периодам с учетом сложившейся структуры использования платежей.

9. Порядок перечисления природопользователями платежей за загрязнение окружающей природной среды

Перечисление платежей за загрязнение осуществляется в соответствии с «Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды», утвержденным Министерством финансов Российской Федерации 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Приложение № 1

к инструктивно-методическим указаниям

по взиманию платы за загрязнение окружающей

природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.)

Расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды
(с изменениями от 15 февраля 2000 г.)

1. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников

1.1. Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

                             (1)

где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3, ..., n);

Пн атм - плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.);

Cнi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов выбросов (руб.);

Mi атм - фактический выброс 1-го загрязняющего вещества (т);

Mнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества (т).

Cнi атм = Нбнi атм · Кэ атм,                                              (2)

где:

Нбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.);

Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.

1.2. Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

 при Мнi атм < Mi атм ≤ Млi атм,   (3)

где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, ..., n);

Пл атм - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб.);

Слi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Mi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества (т);

Млi атм - выброс загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Слi атм = Нблi атм · Кэ атм,                                              (4)

где:

Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе.

1.3. Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

                       (5)

где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

Псл атм - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ (руб.);

Слi - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Mi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества;

Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Слi атм = Нблi атм · Кэ атм,                                                       (4)

где:

Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе;

1.4. Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле:

Патм = Пн атм + Пл атм + Псл атм.                                                 (6)

2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников

2.1. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на:

плату за допустимые выбросы;

плату за выбросы, превышающие допустимые.

2.2. Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, образующихся при использовании 1 тонны различных видов топлива, определяется по формуле:

                                              (7)

где:

Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны e-го вида топлива (руб.);

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

e - вид топлива;

Нбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб);

Mi транс - масса i-го загрязняющего вещества, содержащегося в отработавших газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода изготовителя, при использовании 1 тонны e-го вида топлива (по данным НИАТа Минтранса России).

2.3. В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.

2.4. Удельная плата для различных видов топлива составляет (руб./т или руб./ тыс.куб.м.):

Бензин этилированный           АИ 93              38,0

                                                   А 76, 72           25,0

Бензин неэтилированный       АИ 93              10,0

                                                   А 76, 72           11,0

Дизельное топливо                                           21,0

Сжатый природный газ                                   9,0

Сжиженный газ                                                11,0

2.5. Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по формуле:

                                                         (8)

где:

Пн транс - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (руб.);

e - вид топлива (е = 1, 2, ..., r);

Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны e-го вида топлива (руб.);

Те - количество e-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период (т);

2.6. При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств, из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или количество моточасов работы на уровне 85 %-ой обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоприятными характеристиками и т.д.).

Годовая плата за транспортное средство и другие передвижные источники составляет (в тыс. руб./год за 1 транспортное средство):

1. Легковой автомобиль                                                          2,7

2. Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС       4,0

3. Автомобили, работающие на газовом топливе                1,4

4. Грузовой автомобиль и автобус с дизельными ДВС       2,5

5. Строительно-дорожные машины и с/х техника               0,5

6. Пассажирский тепловоз                                                      16,2

7. Грузовой тепловоз                                                               21,4

8. Маневровый тепловоз                                                         2,5

9. Пассажирское судно                                                            15,0

10. Грузовое судно                                                                   20,0

11. Вспомогательный флот                                                     6,0

2.7. Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:

                                                       (9)

где:

Псн транс - плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (руб);

j - тип транспортного средства (j = 1, 2, ..., p);

Пнj - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-го типа транспортного средства (руб);

dj - доля транспортных средств j-го типа не соответствующих стандартам. Определяется как соотношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств.

Плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными органами Минприроды России по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.

Контроль соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах, осуществляется органами Минприроды России, Российской транспортной инспекции, Госавтоинспекции, а также специальными организациями, имеющими разрешение на проведение данного вида работ.

Данные о результатах ежеквартальных проверок предоставляются в территориальные органы Минприроды России.

Количество транспортных средств (ТС), подвергаемых контролю в выборке (раздельно по видам топлива) должно составлять не менее:

100 % - для предприятий с числом ТС до 20 единиц;

50 % - для предприятий с числом ТС до 50 единиц;

30 % - для предприятий с числом ТС до 100 единиц;

20 % - для предприятий с числом ТС до 500 единиц;

10 % - для предприятий с числом ТС свыше 500 единиц.

Если в результате проверки, доля транспортных средств, не соответствующих нормативным требованиям, составляет более 90 % или менее 10 %, то для повышения достоверности результатов выборку рекомендуется увеличивать вдвое.

При соблюдении указанных размеров выборки, доля выявленных ТС, не соответствующих нормативным требованиям, распространяется на всю численность ТС предприятия, находящихся в эксплуатации.

Для определения доли ТС, не соответствующих нормативам, не могут приниматься результаты проверок, проведенных в предыдущие годы.

2.8. При наличии достоверных сведений о массе выбросов загрязняющих веществ от конкретных видов передвижных источников территориальные органы Минприроды России могут определять плату за допустимое загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками с учетом этих данных.

2.9. Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:

П трнас = (Пн транс + Псн транс) · Кэ атм,                                    (10)

где:

Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе;

2.10. При использовании для обезвреживания отработавших газов двигателя передвижного источника устройств нейтрализации к платежам применяются понижающие коэффициенты:

для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо - 0,05;

для остальных транспортных средств - 0,1.

При проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.

3. Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты

3.1. Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

                           (11)

где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

Пн вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.);

Снi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов (руб.);

Mi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi вод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т).

Снi вод = Нбнi вод · Кэ вод,                                              (12)

где:

Нбнi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб.);

Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта;

3.2. Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.

 при Мнi вод < Mi вод ≤ Млi вод,            (13)

где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

Пл вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (руб.);

Слi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Mi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Мнi вод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества (т);

Млi вод - сброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Слi вод = Нблi · Кэ вод,                                                     (14)

где:

Нблi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта;

3.3. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

 при Mi вод > Млi вод,                (15)

где:

i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, ..., n);

Псл вод - плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ (руб.);

Слi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Mi вод - фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);

Mлi вод - масса сброса i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т).

Слi вод = Нблi вод · Кэ вод,                                              (14)

где:

Нблi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.);

Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта;

3.4. Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных водных объектов определяется по формуле:

Пвод = Пн вод + Пл вод + Псл вод.                                    (16)

3.5. Плата за сброс сточных вод на поля фильтрации не взимается при соблюдении установленных природопользователю норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ и правил эксплуатации сооружений.

При несоблюдении этих условий плата определяется как за сброс в водный объект в пределах установленных лимитов.

Если нарушение правил эксплуатации сооружений и не соблюдение норм нагрузки сточных вод и веществ приводит к загрязнению подземных вод, платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

3.6. Плата за сброс сточных вод на земледельческие поля орошения при соблюдении установленных природопользователю норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ определяется как за сброс в водный объект в пределах допустимых нормативов. При не соблюдении правил эксплуатации и норм нагрузки, а также в случае загрязнения подземных вод, платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

3.7. В случае поступления со сточными водами на поля фильтрации, земледельческие поля орошения загрязняющих веществ, не предусмотренных при согласовании проекта, плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.

3.8. При сбросе загрязняющих веществ в специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), балки и т.д., через которые сточные воды попадают в водный объект, плата определяется как за сброс в пределах допустимых нормативов.

В случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.

3.9. Фактическая масса сброшенных загрязняющих веществ в случаях указанных в пп. 3.5 и 3.6, определяется по данным отчета 2-тп «водхоз» или расчетно (например, по объему забранной воды и результатам анализа сточных вод).

3.10. В таблице 2 базовых нормативов платы запись «к фону» для взвешенных веществ относить к условиям нормирования данных веществ в воде водного объекта и учитывать при расчете ПДС.

Норматив платы за сброс в водные объекты взвешенных веществ, рассчитан без учета естественного фона этих веществ в воде водоприемника. Для определения оплаты за сброс в составе сточных вод указанных загрязняющих веществ норматив платы д.б. скорректирован с учетом фона водного объекта, принятого при установлении ПДС (ВСС). Корректировка норматива платы производится по формуле:

где:

Н - норматив платы за предельно допустимый сброс 1 т взвешенных веществ;

443,5 - удельный экономический ущерб от сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в пределах допустимого норматива;

К - концентрация природных взвешенных веществ в воде водного объекта, принятая при установлении ПДС (ВСС);

а - допустимое увеличение содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема.

Например,

Норматив платы за предельно допустимый сброс 1 т взвешенных веществ в водоем с содержанием природных взвешенных веществ 10 мг/л и допустимым увеличением этих веществ не больше чем на 0,75 мг/л составит:

4. Расчет платы за размещение отходов

4.1. Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов.

 при Mi отх < Млi отх,                          (17)

где:

Пл отх - размер платы за размещение i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);

Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);

Mi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб.м);

i - вид отхода (i = 1, 2, 3, ..., n);

Млi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т, куб.м);

Слi отх = Нблi отх · Кэ отх,                                               (18)

где:

Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.);

Кэ отх - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.

4.2. Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов.

 при Mi отх > Млi отх,                    (19)

где:

Псл отх - размер платы за сверхлимитное размещение отходов (руб.);

Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);

Мi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб.м);

Млi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т,куб.м);

Слi отх = Нблi отх · Кэ отх,                                               (18)

где:

Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.);

Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.);

Кэ отх - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.

4.3. Отходы подразделяются на промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные.

Класс токсичности отходов определяется в соответствии с «Временным классификатором токсичных промышленных отходов и Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов», утвержденным Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 году.

4.4. Размещение отходов производства и потребления осуществляется на:

полигонах для захоронения твердых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут захораниваться по согласованию с территориальными органами Минприроды России и учреждениями санитарно-эпидемиологического контроля и коммунальной службы некоторые виды твердых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности;

полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов;

полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов;

отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов;

свалках (санкционированных, несанкционированных).

Полигон является природоохранным сооружением для централизованного сброса, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений, захоронения твердых бытовых отходов, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению болезнетворных микроорганизмов и др.

Санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

4.5. При размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке могут осуществлять страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.

4.6. При размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3.

 

Решением Верховного Суда РФ от 13 ноября 2007 г. № ГКПИ07-1000, оставленным без изменения Определением СК Верховного Суда РФ от 8 апреля 2008 г. № КАС08-101/113, пункт 4.7 (включая сноску) признан недействующим в части, устанавливающей коэффициент, учитывающий место размещения отходов

 

4.7. Размер платы за размещение отходов на неотведенной для этой цели территории (несанкционированная свалка) определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов.******)

******) При размещении отходов в границах городов, населенных пунктов, водоемов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент 5, менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов коэффициент 3.

Нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей следует рассматривать, как размещение отходов с нарушением правил хранения и размер платы определяется, как размещение отходов на несанкционированных свалках.

Объем размещаемых отходов в этих случаях определяется расчетно или инструментальным замером с момента возникновения нарушения до его ликвидации.

4.8. Плата за размещение твердых бытовых отходов определяется по базовым нормативам платы нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности.

За нарушение правил захоронения твердых бытовых отходов плата определяется, как размещение отходов на несанкционированных свалках.

4.9. За отходы, накопленные до 1991 года, плата не взимается.

4.10. Плата за размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, которые подлежат дальнейшей переработке и являются сырьем или материалами в других производствах, устанавливается на уровне договорных цен на эти ресурсы, существующих в республике, крае и области.

Приложение № 2

к инструктивно-методическим указаниям

по взиманию платы за загрязнение окружающей

природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.)

Перечень природоохранных мероприятий

1. Охрана и рациональное использование водных ресурсов

1.1. Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.

1.2. Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.

1.3. Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.

1.4. Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.

1.5. Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.

1.6. Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.

2. Охрана воздушного бассейна

2.1. Установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу.

2.2. Строительство опытно-промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу.

2.3. Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов и др.

2.4. Создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха.

2.5. Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу.

2.6. Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов.

2.7. Приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива.

3. Использование отходов производства и потребления

3.1. Строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов.

3.2. Приобретение и внедрение установок, оборудования и машин для переработки, сбора и транспортировки бытовых отходов с территории городов и других населенных пунктов.

3.3. Строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства.

4. Экологическое просвещение, подготовка кадров

4.1. Работа по экологическому образованию кадров.

5. Научно-исследовательские работы

5.1. Разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве.

5.2. Разработка нетрадиционных методов и высокоэффективных систем и установок для очистки отходящих газов промышленных предприятий, утилизации отходов.

5.3. Разработка технологических процессов, оборудования, приборов и реагентов, обеспечивающих глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов.

5.4. Совершенствование методов обезвреживания твердых бытовых отходов с целью предотвращения попадания в природные среды тяжелых металлов и ксенобиотиков.

5.5. Проектно-изыскательские и опытно-конструкторские работы по созданию природоохранного оборудования, установок, сооружений, предприятий и объектов, прогрессивной природоохранной технологии, методов и средств защиты природных объектов от негативного воздействия.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 1993 г.

Регистрационный № 190

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Принципы определения базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды.. 1

3. Порядок определения дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей природной среды.. 2

4. Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды.. 2

5. Порядок определения массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду. 2

6. Порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий. 2

7. Порядок понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от нее отдельных природопользователей. 2

8. Порядок регулирования нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды с учетом изменения уровня цен. 2

9. Порядок перечисления природопользователями платежей за загрязнение окружающей природной среды.. 2

Приложение 1. Расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды  (с изменениями от 15 февраля 2000 г.) 2

Приложение 2. Перечень природоохранных мероприятий. 2