МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР

Управление Главного ревизора по безопасности движения

СБОРНИК
РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

РД.200.РСФСР-12-0071-86

Часть 1

 

Москва 1986

 

Управление Главного ревизора по безопасности движения Минавтотранса РСФСР.

Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта

ИСПОЛНИТЕЛИ: И.И. Талицкий (руководитель разработки), А.И. Корнеев (научный руководитель), Н.Г. Пиковская (ответственный исполнитель).

А.И. Корнеев (01, 02, 06, 07, 08, 11)

Н.Г. Пиковская (01, 02, 06, 08, 11)

Н.А. Коровушкина (03)

А.А. Пинт (04, 05, 12)

А.Е. Чебышев (07, 09)

М.Л. Платыч (10)

…………………..

Ф. Щербинина.

Министерство автомобильного транспорта РСФСР

Техническое управление

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра автомобильного транспорта РСФСР

А.С. Пантелеев

10 января 1986 г.

 

 

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОСНАЩЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
КАБИНЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Введен впервые

РД-200-РСФСР-12-0071-86-07

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления Главного
ревизора по безопасности
движения

Начальник Технического
управления, к.т.н.

A.М. Пешков

И.И. Талицкий

27 декабря 1985 г.

10 января 1986 г.

 

Директор НИИАТ, к.т.н.

Г.И. Кузнецов

6 декабря 1985 г.

 

РАЗРАБОТАН: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Корнеев А.И. (руководитель темы), Чебышев А.Е., Пиковская Н.Г.

Настоящий руководящий документ разработан на основе Методических рекомендаций по организации и работе кабинетов по безопасности движения в автотранспортных предприятиях, утвержденных 21.12.73 г. и предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР. Регламентирует основные положения по организации работы кабинетов безопасности движения и Примерный перечень оборудования.

Работа выполнена в соответствии с Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84 г., а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.

1. Общие положения

1.1. Кабинеты безопасности движения в предприятиях организуются для проведения мероприятий по предупреждению происшествий в рамках комплекса профилактических мероприятий, проводимых в предприятии.

1.2. Работу в кабинетах безопасности движения организует служба безопасности движения предприятия.

1.3. Кабинеты безопасности движения являются информационно-методическим центром профилактической работы, проводимой администрацией и общественными организациями предприятия.

1.4. В кабинете безопасности движения проводится пропаганда передового опыта, научно-технических достижений в области обеспечения безопасности движения, повышения знаний водителей и других работников предприятия, информирование о состоянии аварийности в предприятии, регионе, особенностях движения по маршрутам и отдельным дорогам, о погодных условиях (инструктажи), ознакомление с различными справочными и руководящими материалами по безопасности движения.

1.5. Организация занятий в кабинете безопасности движения должна предусматривать различные их формы: групповые, индивидуальные; совещания, семинары, лекции, кинофильмы, беседы, консультации.

1.6. Оборудование кабинета безопасности движения включает технические средства и наглядные пособия, рекомендуемый перечень которых приведен ниже.

1.7. Материально-техническое обеспечение кабинета безопасности движения возлагается на администрацию предприятия.

2. Размеры и оборудование кабинета безопасности движения

2.1. Размеры кабинета безопасности движения определяются численностью водителей в предприятии.

2.2. Минимальные размеры кабинета безопасности движения устанавливаются по численности средней расчетной группы одновременно занимающихся слушателей и площади, требуемой для размещения имеющегося оборудования.

2.3. Средняя численность группы определяется исходя из обеспечения возможности прохождения занятий в кабинете каждым водителем предприятия не реже одного раза в месяц.

2.4. Минимальную площадь кабинета и число учебных мест в них рекомендуется принимать по таблице:

Число водителей, чел.

Число мест в кабинете

Площадь помещения, кв. м

до 150

10 - 15

25 - 38

151 - 300

15 - 20

38 - 50

301 - 500

20 - 25

50 - 62

501 - 600

25 - 30

62 - 75

При количестве водителей в предприятии более 600 к числу мест, указанных в таблице, следует прибавлять 2 на каждые 100 человек, площадь кабинета увеличивается при этом, исходя из соотношения 2,5 кв. м на одно место.

2.5. Экспозиция кабинета безопасности движения должна представляться отдельными разделами, для каждого из которых определяется необходимое оборудование, наглядные пособия.

2.6. Для оснащения кабинета безопасности движения рекомендуется следующий перечень оборудования:

комплекты наглядных пособий (по разделам см. п. 3.3);

настенная учебная доска, кинопроекционный экран;

кинопроекционный аппарат;

диапроектор;

эпидиаскоп;

магнитофон;

кинокамера;

приборы программированного обучения Правилам дорожного движения;

устройство для контроля знаний и обучения (тренажеры для отработки навыков вождения - могут быть установлены в тренажерном классе);

классная магнитная доска с необходимым набором фигур для создания различных дорожно-транспортных ситуаций;

электрофицированные макеты, стенды, щиты, табло;

мебель (столы, стулья).

3. Содержание экспозиции кабинета безопасности движения

3.1. Экспозиция кабинета безопасности движения должна отражать специфику и условия работы в предприятии.

3.2. Экспозиции рекомендуется представлять тремя разделами:

- учебно-методическим;

- справочно-информационным;

- агитационно-пропагандистским.

3.2.1. Учебно-методический раздел должен включать материалы, относящиеся к следующей тематике:

обучение и контроль знаний водителей и других работников по части:

- Правил дорожного движения;

- Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;

- должностные инструкции;

- нормативно-методические документы по безопасности движения;

- рекомендации о действиях водителей в типичных опасных ситуациях;

- рациональных режимов движения;

- психофизиологических основ труда водителя;

- санитарно-гигиенических требований к рабочему месту водителя;

- дорожных условий и режимов движения на основных маршрутах работы транспортных средств предприятия;

- устройств, конструктивных особенностей и технико-эксплуатационных характеристик подвижного состава предприятия;

- порядка обслуживания, контроля узлов и агрегатов транспортного средства, техническое состояние которых влияет на безопасность движения;

- доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

3.2.2. Справочно-информационный раздел содержит:

- карты-схемы маршрутов предприятия;

- анализ состояния аварийности и транспортной дисциплины;

- схемы железнодорожных переездов и других опасных участков на маршрутах предприятия;

- схемы типичных дорожно-транспортных происшествий с анализом и причинами их возникновения;

- карты города, области, схемы маршрутов массовых перевозок грузов;

- литература по анализу дорожно-транспортных происшествий, вопросам юридического характера и другим;

- кино- и магнитофильмы, слайды по безопасности движения.

3.2.3. В агитационно-пропагандистском разделе должны быть представлены материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, материалы конкурсов, месячников, агитпробегов, викторин по безопасности движения, лозунги, плакаты, информационные листки и другие наглядные материалы.

В разделе, в частности, должны содержаться:

информация о водителях, удостоенных наград за безаварийную работу;

сведения об участниках и победителях конкурсов «За безопасность движения»;

результаты соревнований по мастерству вождения;

информация об итогах социалистического соревнования колонн, бригад;

антиалкогольная пропаганда.

Представленный материал должен быть выразительным, красочным, лаконичным; систематически большинство экспозиций подлежит обновлению; материалы наглядной агитации размещаются, как правило, вне кабинета безопасности движения на территории предприятия, в диспетчерских пунктах и других местах.

4. Организация работы кабинета безопасности движения

4.1. Мероприятия, проводимые в кабинете безопасности движения, разрабатываются руководителем службы безопасности движения и включаются в план мероприятий по безопасности движения.

4.2. Распорядок работы кабинета безопасности движения вывешивается у входа в кабинет.

4.3. В кабинете БД проводятся следующие мероприятия:

- вводный инструктаж (при приеме водителей на работу);

- инструктаж водителей при направлении их в командировку;

- инструктаж водителей по сезонным условиям и особым видам перевозок;

- разбор происшествий, допущенных водителями предприятия (территориального объединения, министерства), их причин, условий возникновения; доведение до водителей информации о происшествиях с тяжелыми последствиями в отрасли;

- проверка знаний Правил дорожного движения водителями;

- обучение водителей поведению в типичных опасных дорожно-транспортных ситуациях;

- доклады, лекции, семинары, демонстрация кинофильмов на темы безопасности движения, передового опыта водителей по безаварийной работе.

Приложение 1

Примерный перечень оборудования кабинетов безопасности движения

1. Комплекс оборудования для программированного обучения водителей с применением кино- и диапроекционной аппаратуры модели ОБД-20 и СУ-1.

Предназначен для изучения, самоподготовки, контроля и самоконтроля по Правилам дорожного движения. В комплекс входят пульт преподавателя, 20 учебных мест, кинопроектор, диапроектор, программированные задания по ПДД.

Стоимость комплекта 6257 руб. Монтаж оборудования производится силами изготовителя.

Разработчик и изготовитель - производственно-техническое объединение «Автотранстехника» Минавтотранса БССР, г. Минск, Твердый пер., 6.

2. Экзаменационный комплекс ЭТ.

Предназначен для программированного контроля знаний по ПДД. Одобрен ВНИИБД МВД СССР. Выпускается в виде класса на 5 и 10 рабочих мест.

Ориентировочная стоимость 1360 руб.

Изготовитель - Ровенский завод им. 60-летия Октября. 266003, г. Ровно, УССР, ул. Гагарина, 39. Телефоны: 495300, 495358, 495345.

3. Тренажер по Правилам дорожного движения «ТР.ПДД-1».

Предназначен для изучения правил проезда перекрестков и маневрирования транспортных средств.

Тренажер содержит 24 задачи по порядку проезда нерегулируемых перекрестков, правилам левых поворотов на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, а также правилам разъезда транспорта в стесненных условиях.

Стоимость 575 руб.

Выпускается по ТУ-9-75-75.

Изготовитель - Павлово-Посадский механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию.

Московская обл., г. Павлово-Посад, ул. Каляева, 3. Телефон: 21529.

4. Прибор-тренажер для изучения правил проезда регулируемого перекрестка с автоматическим контролем.

Цена 50 - 100 руб. (в зависимости от модели).

Изготовитель - Производственный комбинат ДОСААФ БССР, г. Минск.

5. Учебно-тренировочный стенд по дорожным знакам С-ДЭ-1.

Предназначен для изучения дорожных знаков и приобретения знаний по определению значения каждого из них.

103051, Москва-К-51, Цветной бульвар, 25. Всесоюзный трест производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. Тел.: 200-01-97, 207-00-69, 200-17-38.

6. Портативный диагностический комплекс контроля психофизиологических характеристик водителей «Электроника-тонус НЦ-01».

Предназначен для автоматической оценки текущей работоспособности и оперативного прогноза успешности профессиональной деятельности водителя автомобиля по психофизиологическим и физиологическим параметрам: снимает ЭКГ, определяет функционирование памяти, простую сенсо-моторную реакцию, реакцию различения, критическую частоту слияния мелькания, тремор и др.

Ориентировочная цена - 2000 руб.

Разработчик - Всесоюзный научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники Минздрава СССР. 129301, Москва, ул. Касаткина, 3. Тел.: 283-15-55, 283-97-63.

7. Аппаратура для оценки функционального состояния водителей «Экспресс-3».

Предназначен для автоматизированной экспресс-проверки и оценки психофизиологического состояния водителей, с помощью аппаратуры «Экспресс-3» определяется наличие паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе при концентрации свыше 0,03 %, измеряется артериальное давление и частота пульса. Общее время проверки - не более 1 мин.

Изготовитель - Научно-исследовательский и проектный институт автоматизированных систем управления автомобильным транспортом общего пользования (НИПИАСУАТ) Минавтотранса РСФСР.

420021, г. Казань, ул. Парижской Коммуны, 8, НИПИАСУАТ.

8. Автомобильный тренажер АТ-5.

Предназначен для отработки навыков манипулирования органами управления в курсе повышения квалификации водителей. Кабина выполнена с органами управления автомобиля ЗИЛ-130, в связи с чем тренажер рекомендуется для грузовых предприятий.

Изготовители: 1) Рендинский механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. Адрес: г. Ренда, Свердловской обл.

Цена 1530 руб.

2) Завод «Автоприбор» Министерства автомобильной промышленности СССР. Адрес: г. Октябрьский, Башкирской АССР.

Цена 3000 руб.

9. Автотренажерный класс ТК-1.

Укомплектован 4-мя тренажерами Т-5. Конструкция класса позволяет преподавателю централизованно контролировать и направлять действия группы обучаемых водителей. Для класса необходимо помещение размером не менее 6´12 м.

Цена 6720 руб.

Разработчик и изготовитель - Московский опытный механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. Адрес: 111020, г. Москва, 2-я Синичная ул., 4. Тел.: 360-32-96, 360-92-95, 360-94-89.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Размеры и оборудование кабинета безопасности движения. 2

3. Содержание экспозиции кабинета безопасности движения. 3

4. Организация работы кабинета безопасности движения. 4

Приложение 1. Примерный перечень оборудования кабинетов безопасности движения. 4