Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 23 мая 2013 г. № ВК-08-05-36/7104

"О государственной экологической экспертизе"

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по результатам анализа работы территориальных органов по вопросам организации и проведения государственной экологической экспертизы направляет разъяснение.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы определен ст. 14 Федерального закона от 23.11.95 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон), Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 (далее - Положение).

Государственная экологическая экспертиза (далее - ГЭЭ) объектов федерального уровня организуется и проводится как центральным аппаратом Росприроднадзора, так и его территориальными органами в соответствии с поручениями Росприроднадзора, подготовленными на основании приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717".

Материалы, представляемые на ГЭЭ, в установленном порядке регистрируются и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы (далее - Подразделение), для проверки полноты и достаточности представленных материалов.

Проверка комплектности представляемых на ГЭЭ материалов является непосредственной задачей Подразделения и включает в себя как проверку полноты и достаточности материалов, так и правильности их оформления.

В соответствии с требованиями ст. 14 Закона обязательным является наличие в составе материалов:

документации, подлежащей ГЭЭ в соответствии со ст. 11 Закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит ГЭЭ;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления;

положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.

В случае, если в составе материалов заявителем не представлены документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона, указанные документы (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно запрашиваются Росприроднадзором или его территориальными органами в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций.

Согласно ст. 9 Закона вопросы организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе на соответствующей территории, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В связи с этим при проверке материалов обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями) следует руководствоваться, в том числе, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, регулирующим отношения в сфере организации и проведения общественных обсуждений и Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом от 16.05.2000 № 372 (зарегистрирован в Минюсте России 04.07.2000 № 2302) в части, не противоречащей Закону. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен).

Протокол подписывается представителями:

органов исполнительной власти и местного самоуправления,

граждан, общественных организаций (объединений),

заказчика.

Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Соответствие формы и содержания проектной документации должно соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию".

 

 

В.В. Кириллов