Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 29 декабря 2014 г. № 05-12-62/8015-ОГ

"О направлении разъяснений"

В связи с поступающими в Минприроды России обращениями по вопросу обязанности недропользователя разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в отношении отходов бурения, образующихся в результате осуществления подрядной организацией деятельности (бурение скважин) на месторождениях заказчика, Минприроды России считает необходимым дать следующие разъяснения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах") к отходам производства и потребления (далее - отходы) относятся, в том числе, остатки сырья, материалов, которые образовались в процессе производства.

Согласно статье 2 Федерального закона "Об отходах" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Необходимо отметить, что в преамбуле Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" указано, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.

Из указанного следует, что использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств должно регулироваться как нормами Федерального закона "Об отходах", так и нормами законодательства о недрах.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Процесс бурения скважин, перечень и объемы возникающих отходов (причем не только отходов бурения, а всех отходов производства) обосновываются в техническом проекте на разработку месторождения или проекте геологоразведочных работ. Данные виды проектной документации утверждаются пользователями недр в соответствии со статьей 23.2 Закона "О недрах".

В статье 22 Закона "О недрах" указано, что пользователь недр имеет право, среди прочего, использовать результаты своей деятельности, в том числе, добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством, а также использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции.

В пункте 16.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1, указано, что владельцы лицензий имеют право использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, включая долю добываемого минерального сырья, которая по условиям лицензии передается в его распоряжение; использовать по своему усмотрению полученные им отходы горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (если иное не оговорено в лицензии).

В связи с этим отходы добычи сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, отходы добычи природного газа и газового конденсата, отходы добычи сырой нефти и природного газа, образуемые, в том числе, на стадиях строительства, реконструкции скважин, являются отходами горнодобывающего производства, с которыми пользователь недр может обращаться по своему усмотрению (если иное не оговорено в лицензии).

Наряду с этим индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах" разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на основании статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" вносят в установленном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

Исходя из приведенных выше положений законодательства о недрах обязанности, связанные с образованием отходов бурения, в том числе, обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, возникают у Заказчика - пользователя недр.

Однако в случае, если буровые отходы образуются в результате хозяйственной деятельности подрядной организации, то, по мнению Минприроды России, в договоре подряда стороны вправе отразить, что подрядчик является лицом, ответственным за получение разрешительной документации на образующиеся отходы бурения при выполнении подрядных работ по строительству скважин. В таком случае вышеуказанные обязанности будут возникать у подрядной организации.

Также необходимо отметить, что согласно статье 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Таким образом, конечная цель, на которую направлены положения статьи 18 Федерального закона "Об отходах" - уменьшение количества отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, - может быть достигнута в случае, если именно подрядчик, у которого непосредственно образуются буровые отходы, а не организация, имеющая соответствующую лицензию на пользование участком недр и привлекающая по договору указанного подрядчика, будет обязан разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения таких отходов, так как в этом случае указанные обязанности (обременения) будут побуждать подрядчика к сокращению количества образуемых отходов, переходе на использование малоотходных и безотходных технологий для осуществления буровых работ.

Минприроды России просит довести указанную позицию до территориальных органов Росприроднадзора.

 

Заместитель Министра

Р.Р. Гизатулин