Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 20 февраля 2014 г. № АА-03-03-32/2479

"О рассмотрении обращения"

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу разъяснения отнесения деятельности сортировочных комплексов твердых бытовых отходов к деятельности по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, а также правомерности применения ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения" (далее - ГОСТ), и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", обезвреживанием отходов является обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Кроме того, в соответствии п. 5.52 ГОСТ под обезвреживанием понимается деятельность по обработке отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, также согласно п. 5.32 указанного нормативного правового акта под обработкой отходов понимается деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Твердые бытовые отходы поступают на сортировочные комплексы в смеси и в определенном физическом состоянии, с указанием конкретных величин массы и/или объема. В процессе сортировки происходит разделение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие, вследствие чего изменяются физические величины (масса, объем), как отсортированных отходов, так и вторичных отходов образованных в процессе сортировки.

Учитывая изложенное, деятельность сортировочных комплексов является обезвреживанием отходов I - IV класса опасности и подлежит лицензированию, согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Одновременно сообщаю, что согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании" отношения в области охраны окружающей среды, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе, зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184-ФЗ) одной из целей принятия технических регламентов является охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а целями стандартизации являются содействие соблюдению требований технических регламентов, а также повышение уровня экологической безопасности, рационального использования ресурсов, обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, единства измерений, сопоставление результатов исследований (испытаний) и измерений, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг), в том числе, в отношении продукции и технологических процессов, не относящихся к сфере технического регулирования.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся национальные стандарты, правила стандартизации, общероссийские классификаторы, стандарты организаций, своды правил, предварительные национальные стандарты. Документы в области стандартизации утверждаются Национальным органом по стандартизации за исключением стандартов организаций, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены которых устанавливается организациями самостоятельно.

При этом, положениями п. 1 ст. 46 Закона № 184-ФЗ определено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению, в том числе, в части, соответствующей цели охраны окружающей среды.

Учитывая изложенное, а также позицию, обозначенную в письме Минприроды России от 26.06.2012 № 03-13-44/10023, Росприроднадзор при осуществлении надзорных функций правомерно использует документы в области стандартизации, утвержденные Национальным органом по стандартизации в соответствии с требованиями Закона № 184-ФЗ.

 

Заместитель

A.M. Амирханов