Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1082
"О федеральной государственной информационной системе
общественного контроля в области охраны окружающей
среды и природопользования"

В целях обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, совершенствования механизмов рассмотрения федеральными органами исполнительной власти результатов общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

осуществляет финансирование работ по созданию, развитию и эксплуатации федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций;

является оператором и государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования;

осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по использованию федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.

2. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать и обеспечить функционирование региональных государственных информационных систем, информационные ресурсы которых предназначены для последующей интеграции с информационными ресурсами федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.

 

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

 

Положение о федеральной государственной информационной системе
общественного контроля в области охраны окружающей
среды и природопользования

(утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1082)

1. Настоящее Положение определяет цель создания, назначение, структуру и порядок функционирования федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования (далее - информационная система общественного контроля).

2. Информационная система общественного контроля представляет собой федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую сбор и обработку обращений граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содержащих сведения, указывающие на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - пользователи, информационные сообщения), предоставление федеральными органами исполнительной власти пользователям сообщений в электронном виде о результатах рассмотрения информационных сообщений, а также формирование, обработку и предоставление сведений информационно-аналитического характера и статистических сведений в области охраны окружающей среды и природопользования.

3. Информационная система общественного контроля создается в целях:

а) обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, на получение информации о мерах по охране окружающей среды;

б) установления механизмов рассмотрения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в области природопользования, иными федеральными органами исполнительной власти, использующими информационную систему общественного контроля (далее - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти), результатов общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля);

в) повышения эффективности государственного управления в области охраны окружающей среды, в том числе деятельности органов государственного контроля (надзора) в указанной сфере.

4. Информационная система общественного контроля предназначена для решения следующих задач:

а) обеспечение информационного взаимодействия пользователей с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;

б) выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования для принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

в) консолидация информационных ресурсов в области охраны окружающей среды и природопользования.

5. Функциями информационной системы общественного контроля являются:

а) сбор, систематизация (учет) и анализ информационных сообщений с возможностью приложения к ним фотосъемки и видеосъемки, указания географических координат источников негативного воздействия на окружающую среду и описания предполагаемых фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, сведений публичных кадастровых карт, ведение которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О кадастровой деятельности" и Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

б) оперативный обмен между уполномоченными федеральными органами исполнительной власти сведениями, указывающими на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, для принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных правонарушений;

в) информирование пользователей о выявленных нарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, принятых предусмотренных законодательством Российской Федерации мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

г) формирование, обработка и предоставление сведений информационно-аналитического характера и статистических сведений в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе сведений о правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, принятых мерах по пресечению и (или) устранению таких правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования.

6. Принципами, на основе которых формируется и функционирует информационная система общественного контроля, являются:

а) соблюдение права каждого на благоприятную окружающую среду и права на достоверную информацию о ее состоянии;

б) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;

в) открытость, доступность, достоверность и своевременность предоставления информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляемой посредством информационной системы общественного контроля;

г) безвозмездность доступа к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля;

д) обеспечение информационной безопасности информационной системы общественного контроля.

7. Информационная система общественного контроля имеет следующую структуру:

а) портал информационной системы общественного контроля, предназначенный для доступа к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) подсистема доступа пользователей, предназначенная для доступа к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля пользователей посредством ее электронных сервисов с целью направления информационных сообщений;

в) подсистема обработки информационных сообщений, предназначенная для доступа к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц указанных органов посредством ее электронных сервисов, в том числе личных кабинетов, с целью обработки и рассмотрения информационных сообщений, осуществления иных полномочий в соответствии с настоящим Положением;

г) подсистема хранения данных, предназначенная для размещения, хранения и обеспечения доступа к информационным сообщениям, приложенным к ним материалам, иной информации информационной системы общественного контроля;

д) подсистема администрирования, предназначенная для управления информационной системой общественного контроля и обеспечения информационной безопасности;

е) подсистема информационного взаимодействия, предназначенная для обеспечения интеграции информационной системы общественного контроля с другими государственными информационными системами.

8. В состав подсистем, указанных в пункте 7 настоящего Положения, входят электронные сервисы, определяемые оператором информационной системы общественного контроля.

9. Подключение государственных информационных систем к информационной системе общественного контроля и взаимодействие операторов государственных информационных систем с оператором информационной системы общественного контроля осуществляются в соответствии с техническими требованиями, утверждаемыми оператором информационной системы общественного контроля. Взаимодействие информационной системы общественного контроля с операторами государственных информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Доступ пользователей к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля обеспечивается посредством использования единой системы идентификации и аутентификации.

Информационная система общественного контроля должна соответствовать техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

10. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

а) вправе передавать функции оператора информационной системы общественного контроля юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) утверждает регламент размещения в информационной системе общественного контроля информационных сообщений и их обработки;

в) обеспечивает методологическую поддержку функционирования информационной системы общественного контроля;

г) ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о работе информационной системы общественного контроля, содержащий сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, выявленных в том числе с использованием информационной системы общественного контроля, принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий таких правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования.

11. Оператор информационной системы общественного контроля:

а) обеспечивает функционирование информационной системы общественного контроля в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения в круглосуточном режиме;

б) утверждает технические требования к подключению государственных информационных систем к информационной системе общественного контроля в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения;

в) определяет методы гармонизации информации, унификации сбора, контроля и обработки данных, а также регламенты информационного обмена данными между информационными ресурсами информационной системы общественного контроля и информационными ресурсами иных государственных информационных систем;

г) осуществляет регистрацию и доступ пользователей к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля, определение полномочий пользователей информационной системы общественного контроля, а также операторов государственных информационных систем в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения;

д) посредством применения сертифицированных согласно требованиям безопасности информации средств защиты информации, а также проверки информационной системы общественного контроля на соответствие требованиям защиты информации обеспечивает защиту информации, содержащейся в информационной системе общественного контроля, от несанкционированного доступа, ее искажения и (или) блокирования;

е) взаимодействует с операторами государственных информационных систем;

ж) осуществляет прием и обработку информационных сообщений;

з) осуществляет посредством информационной системы общественного контроля направление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти информационных сообщений и сведений, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования и иных правонарушений, полученных в результате обработки информационных сообщений;

и) обеспечивает информирование пользователей о выявленных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий таких правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования;

к) осуществляет иные функции, предусмотренные регламентом размещения в информационной системе общественного контроля информационных сообщений и их обработки.

12. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в пределах своих полномочий на основе информационных сообщений:

а) осуществляет выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

б) осуществляет регистрацию иных обращений, относящихся к области охраны окружающей среды и природопользования, и результатов их рассмотрения посредством информационной системы общественного контроля;

в) осуществляет иные функции, предусмотренные регламентом размещения в информационной системе общественного контроля информационных сообщений и их обработки, в том числе обобщает и представляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения по совершенствованию функционирования информационной системы общественного контроля.

13. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со сферами ведения в пределах своих полномочий на основе информационных сообщений, полученных посредством информационной системы общественного контроля:

а) осуществляют выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

б) осуществляют регистрацию иных обращений, относящихся к области охраны окружающей среды и природопользования, и результатов их рассмотрения посредством информационной системы общественного контроля;

в) формируют и представляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения по совершенствованию функционирования информационной системы общественного контроля, включая предложения по составу сведений и аналитической обработке информации, содержащейся в информационных ресурсах информационной системы общественного контроля;

г) обеспечивают интеграцию находящихся в их ведении государственных и региональных информационных систем с информационной системой общественного контроля;

д) осуществляют иные функции, предусмотренные регламентом размещения в информационной системе общественного контроля информационных сообщений и их обработки.

14. Пользователи:

а) осуществляют доступ к информации, содержащейся в информационных ресурсах информационной системы общественного контроля, посредством прохождения авторизации в единой системе идентификации и аутентификации;

б) направляют посредством информационной системы общественного контроля информационные сообщения с возможностью приложения к ним фотосъемки и видеосъемки, указания географических координат источников негативного воздействия на окружающую среду и описания предполагаемых фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования;

в) получают информацию о рассмотрении информационных сообщений, результатах рассмотрения, в том числе о выявлении и пресечении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, иных правонарушений, причинения и (или) угрозы причинения вреда окружающей среде, другую информацию, содержащуюся в информационных ресурсах информационной системы общественного контроля, а также иную информацию, распространяемую в форме открытых данных.

15. Информационное сообщение рассматривается в соответствии с положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" о рассмотрении обращений в форме электронного документа после регистрации информационного сообщения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти посредством информационной системы общественного контроля.

16. Информационное сообщение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию уполномоченного федерального органа исполнительной власти, получившего посредством информационной системы общественного контроля указанное информационное сообщение, направляется таким органом в орган государственной власти, в компетенцию которого входит решение поставленных в информационном сообщении вопросов, в том числе посредством информационной системы общественного контроля.

В случае отсутствия у уполномоченного федерального органа исполнительной власти сведений об органе государственной власти, в компетенцию которого входит решение поставленных в информационном сообщении вопросов, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщает об этом посредством информационной системы общественного контроля пользователю, направившему такое сообщение, в течение 3 рабочих дней со дня установления данного факта.

17. Ответ о результатах рассмотрения информационного сообщения подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя государственного органа, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и направляется пользователю.