Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 24 декабря 2014 г. № 15-1/B-1978

Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции обращение Министерства экономического развития Республики Коми по вопросу проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских и муниципальных служащих и сообщает следующее.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы и муниципальной службы Российской Федерации устанавливаются соответственно Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2014 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

В настоящее время федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских и муниципальных служащих не урегулирован.

Исходя из содержания вышеуказанных положений Федерального закона № 426-ФЗ не имеется оснований для применения общих норм законодательства о специальной оценке условий труда в отношении государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.

Таким образом, в настоящее время проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих не может быть осуществлено.

Вместе с тем, по мнению Департамента, в качестве основания для предоставления гарантий и компенсаций государственным гражданским и муниципальным служащим следует определить особый характер государственной и муниципальной службы.

Что касается отмены ранее установленных гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, то следует отметить, что результаты проведенной до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ аттестации рабочих мест по условиям действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. При этом для целей, определенных статьей 7 Федерального закона № 426-ФЗ, в том числе для установления гарантий и компенсаций, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ порядком (часть 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ).

По вопросу проведения государственной экспертизы условий труда следует отметить, что она осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников в соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

При этом, результаты государственной экспертизы условий труда в соответствии с трудовым законодательством не являются основанием для назначения гарантий и компенсаций за вредные (опасные) условия труда.

 

Директор Департамента условий и охраны труда

В.А. Корж