Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 18 марта 2019 г. № 15-2/ООГ-552

Вопрос: В отношении работников электроэнергетики существует обязательная система подготовки, которая предусмотрена Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденные приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 № 49 и другими актами.

Система подготовки работников в сфере электроэнергетики отнесена к мерам государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и включает в себя различные формы работы с персоналом: подготовка по новой должности, проверка знаний норм и правил, стажировка, дублирование, противоаварийные тренировки, аттестации, присвоение групп по электробезопасности.

В то же время Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" введена система независимой оценки квалификации. Статьей 11 Закона № 238-ФЗ определено, что в случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации, применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

При этом Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. ст. 196, 197) различает понятия "подготовка работников" и "прохождение работниками независимой оценки квалификации".

Учитывая, что независимая оценка квалификации является добровольной, а подготовка работников в сфере электроэнергетики обязательна как для работников, так и для работодателей, прошу разъяснить:

Препятствует ли ст. 11 Закона № 238-ФЗ применению обязательной системы подготовки работников в сфере электроэнергетики после 1 июля 2019 года, в том числе проведению подготовки по новой должности, проверки знаний норм и правил, стажировки, дублирования, противоаварийных тренировок, аттестации, присвоению групп по электробезопасности в порядке, предусмотренном действующими нормативными правовыми актами?

Ответ: Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и сообщает следующее.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238 "О независимой оценке квалификации" (далее - Федеральный закон № 238-ФЗ) устанавливает порядок подтверждения квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Направление работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем только при наличии их письменного согласия и на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Потребность в проведении оценки квалификации работников определяется работодателем. Вопросы прохождения оценки квалификации решаются на основании соглашения, заключенного между работником и работодателем. В этой связи периодичность может быть установлена в

коллективном договоре и локальных актах организации, принимаемых с учетом мнения представителей работников.

Процедура прохождения оценки квалификации является добровольной, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.

Если оценка квалификации проводится по направлению работодателя, то она осуществляется за счет средств работодателя.

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 271-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики" (далее - Федеральный закон № 271-ФЗ) для отдельных категорий работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики, установлена система аттестации, которая является обязательной при допуске к работе.

В соответствии с положениями Федерального закона № 271-ФЗ указанную аттестацию в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений в сфере электроэнергетики должны проходить категории работников, определенных Правительством Российской Федерации.

По вопросу применения Федерального закона № 238-ФЗ после 1 июля 2019 г. в связи с положениями пункта 3 статьи 1 и статьи 11 сообщаем, что федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики, установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Указанные требования не подлежат отмене после 1 июля 2019 года.

Одновременно обращаем внимание, что дополнительные требования к работникам установлены в приказе Ростехнадзора России от 6 апреля 2012 г. № 233 "Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".

Также информируем, что ответ на обращение не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер, и является мнением Департамента на отдельный заданный вопрос.

 

Заместитель директора Департамента

условий и охраны труда

Т.М. Жигастова