Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от 14 марта 2019 г. № 21-30/5800

"Об отнесении земельных участков, предоставленных Росгидромету, к земельным участкам, используемым для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд"

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело письмо Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2019 № 03-05-04-02/7358 по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных Росгидромету, к земельным участкам, используемым для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, и сообщает.

Согласно подпункту "т" пункта 27 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176, одним из основных механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ "О безопасности" деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе, прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности.

Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы (пункт 1 раздела I Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372).

При этом под мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения (статья 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон № 113-ФЗ)).

Одновременно обращаем внимание, что Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (статья 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статья 11 Закона № 113-ФЗ).

Так, согласно перечню сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 № 1007, в состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций входят подведомственные Росгидромету учреждения.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частями 1 и 3 статьи 13 Закона № 113-ФЗ государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.

В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков.

При этом согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.

Одновременно отмечаем, что внесение изменений в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 (далее - Положение), упоминаемых в письме ФНС России от 21.12.2018 № БС-4-21/24968@, в части исключения раздела "Росгидромет" перечня создаваемых федеральными органами исполнительной власти функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение к Положению) и включения раздела "Минприроды России", содержащего функциональные подсистемы Росгидромета, не повлекло за собой передачу функций Росгидромета по осуществлению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в Минприроды России.

Принимая во внимание изложенное, Минприроды России поддерживает позицию Росгидромета, представленную в письме от 06.03.2019 № 140-01701/19и, и считает правомерным отнесение земельных участков, предоставленных Росгидромету, к земельным участкам, ограниченным в обороте, и применение к данным земельным участкам положений подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приложение: копия письма Росгидромета от 06.03.2019 № 140-01701/19и на 8 л. в 1 экз.

 

Директор Правового департамента

Е.И. Шатров